Читая пьесы Александра Николаевича Островского, отмечаешь, что им присуща неизменная ясность авторской позиции, что достигается прежде всего через речевые характеристики. В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником стола «для дел словесной расправы». Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов, звучало все разноголосое богатство живого великорусского языка. Приходилось угадывать характер человека по его речевому складу, по особенностям интонации. Так воспитывался и оттачивался талант будущего мастера речевой характеристики персонажей в своих пьесах.
Островский в драме «Гроза» очень четко разграничивает положительных и отрицательных героев своего произведения. Ясно видны все важнейшие черты характеров, их место в сюжетных перипетиях.
Рассмотрим речевую характеристику как часть образа Катерины. Эпиграфом к пьесе служит песня о трагичности добра и красоты: чем богаче духовно и чувствительнее нравственно человек, тем драматичнее его существование. Песня предвосхищает судьбу героини с ее человеческой неприкаянностью («Где ж сердцем отдохнуть могу, когда гроза взойдет?»), с ее тщетными стремлениями найти поддержку и опору в окружающем мире («Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться?»). В трудную минуту жизни Катерина посетует: «Кабы я маленькая умерла, лучше бы было… летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».
«Какая я была резвая! — обращается Катерина к Варваре, но тут же, сникая, добавляет: — Я у вас завяла совсем». Душа Катерины действительно увядает во враждебном ей мире диких и кабановых.
Измена Катерины — это, несомненно, преступление, и она понимает всю тяжесть своего поступка, но не может жить без любви, которую она нашла в Борисе. И, как бы оправдываясь перед собой, каясь, Катерина говорит: «Что ж, уж все равно, уж душу я свою ведь погубила». Героиня чрезвычайно совестлива и религиозна. «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами». «Страх» всегда понимался русским народом как обостренное нравственное самосознание.
Катерина слишком тяжело переносит духовные муки в этом ужасном обществе: издевательства Кабанихи, холодное отношение мужа и разочарование в любви. Катерина надеется, что Бог простит ей ее грехи как мученице.
Отношение Катерины к семье и обществу Островский выражает в словах: «И люди мне противны, и дом мне противен и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это?» Островский явно показывает, что Катерина без колебаний согласна на смерть: «Так тихо! так хорошо. А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет не надо… нехорошо!»
Ее смерть — вызов всем обитателям «темного царства». Катерина не просто устала от ужасной жизни на этом свете. Она не хочет мириться, не хочет обрекать свою живую душу на жалкое прозябание. Катерина протестует против кабановских понятий о нравственности. А Тихон только в самом финале этой страшной трагедии демонстрирует что-то похожее на протест: «Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы…»