В «Лесе», как и во всяком другом произведении, отражается авторский взгляд на мир. Немаловажную роль для подобного общения между автором и читателем играют ремарки, тем более что пьесы Островского рассчитаны не только на постановку на сцене, но и на простое чтение. Сначала в этих кратких пояснениях мы видим лишь чисто функциональную роль, но ведь большинство из них могут сказать массу интересного о характере персонажа.
В начале любой пьесы мы встретим описание действующих лиц. Здесь автор отмечает основные черты своих персонажей, то, что кажется ему в них наиболее важным. В этой комедии список действующих лиц открывает Раиса Павловна Гурмыжская. Островский отмечает ее общий траурный вид и вскользь упоминает о рабочем ящичке, который она носит с собой постоянно. Далее идет се родственница, Аксинья Даниловна, и уже по ремаркам можно догадаться о незавидном положении этой девушки в доме. Следующая затем «звездная пара» господ Миронова и Бодасва поразительно напоминает, несмотря на все их внешние различия, другую парочку — Бобчинского и Добчинско-го. После этого и списке мы встречаем имя Восьмибратова. Он — «купец, тор-гующий лес(>м». А надо сказать, что в данном произведении лес играет довольно интересную роль. Являясь, с одной стороны, вместилищем «темных сил», с другой он символизирует все живое в поместье Гурмыжской. Таким образом, от человека, который занимается его куплей-продажей, ничего хорошего ждать не приходится. «Петр, его сын». Из этой ремарки мы практически ничего не узнаем о Петре. И действительно, подобно Борису в «Грозе», он выполняет здесь функцию скорее обстановки, нежели действующего лица. И последний интересный для нас здесь персонаж — это Алексей Сергеевич Буланов, «молодой человек, недоучившийся в гимназии». Так мало слов, а мы можем уже многое предполагать в его характеристике.
Рассмотрим ремарки, важные при описании характеров героев. Здесь хотелось бы прежде привести общую мысль о том, что авторские пояснения, по словам одного из критиков, и в «Грозе», и в «Лесе» показывают не развитие человека, а его статичное состояние, что делает их для нас еще более ценными.
Начнем со сцены разговора Карпа и Аксюши. «Вынув из кармана письмо», Аксюша просит Карпа передать его Петру. Причем во время разговора она «отворачивается к окну». Это действие говорит о том, что ей стыдно за тайные отношения. Они очень тяготят ее. Здесь же она «серьезно» заявляет, что не хочет денег, вырученных за лес, то есть денег, полученных столь варварским путем. В следующей сцене через ремарку опять показана восприимчивость, чувствительность и порядочность Аксюши. Отвечая на развязное поведение Буланова, она «почти сквозь слезы» говорит о своем возмущении и обиде. И уже «строго» ставит его на место словами: «А если не ваше, если чужое». И опять же «тихо», сознавая свою вину, отвечает на насмешку Буланова о том, что лучше его ей жениха не найти, словами: «Ошибаетесь. Захочу поискать, так найду, а может, уж и нашла». И в разговоре с Петром она «сердито» гонит его прочь после слов возлюбленного о том, что ничего особенного в их свиданиях нет и что любить его — это ее женская «обязанность».
Следующий характер, раскрытию которого немало помогают ремарки,— характер Буланова. Уже в сцене с Аксюшей его поведение просто отвратительно. «Увидав Аксюшу, подходит к ней и очень развязно кладет ей на плечо руку». На гневный возглас возмущения Аксюши отвечает «обидясь», говорит, что ее поведение удивляет его, и что он не видит причин для такой реакции на его действия. А на слова Аксюши о том, что не все покупается за деньги, «презрительно улыбаясь», отвечает: «Философия!» Именно ремарки, передавая всю лицемерность поведения Буланова, помогают нам попять идеологию «недоучившегося гимназиста». Он хороший актер, как практически все другие жители и посетители «Пеньков». Это видно из ремарок к его диалогу с [урмыжс-кой: «Увидав Гурмыжскую, помогает ей сой ти с террасы и целует руку», «с участием» спрашивает о здоровье. Затем автор, быть может, для того чтобы усилить наше негативное отношение к Буланову, неожиданно вводит перед его репликой такую ремарку: «Злобно улыбаясь». И вся слащавость его слов сводится на кет. Он до того забавляется во все время этой встречи, что позволяет себе неслыханную дерзость: «Обнимает Гурмыжскую и хочет поцеловать». И лишь после того, как она уходит, он осознает свою «ошибку» и «падает на скамейку» с криком: «Пропал, пропал, пропал!»
Следующей героиней, характеристика которой полно отражается в ремарках, является сама Гурмыжская. Особенно интересны для ее характеристики пояснения, не относящиеся прямо к ней, а характеризующие поведение героев, с которыми она вступает в разговор. Например, ее диалог с Аксюшей. Во всю его продолжительность девушка отвечает «потупя глаза, тихо». Сама Гурмыжская говорит «со смехом», как бы издеваясь над Аксюшей. Это можно было бы рассматривать как простые функциональные ремарки, характеризующие взаимоотношения между бедной родственницей и ее богатой благодетельницей, если бы самих героинь мы воспринимали так же. Но разве не видим мы в Гурмыжской некую «царицу» в этом ограниченном мирке — ее поместье? Она, как какая-то Баба-Яга, прикрываясь маской добродетели, творит свои «темные дела». Например, продает лес, единственное живое место, что в ее имении еще осталось. С этой точки зрения боязнь Аксюши взглянуть ей в глаза воспринимается нами совсем по-иному, возникает ощущение суеверного страха.
Продолжая эту тему, надо сказать и о разговоре Гурмыжской с Улитой, ее верной служанкой. В то время как последняя «таинственно» пересказывает ей новости, Гурмыжская «смотрит ей в глаза», пытаясь выведать, не скрыла ли та чего. В таком аспекте эти ремарки можно уже отнести и к характеристикам, и к пояснениям, создающим определенное настроение произведения.
Гурмыжская только притворяется добродетельной, но ведь не она одна. Все обитатели ее дома, включая Милонова и Бодаева, играют роли, и эта театральность их поведения передана в ремарках. Для того чтобы подчеркнуть ненатуральность всех этих людей, вводится в произведение и Несчастливцев. В одной из ремарок даже говорится о том, что его высказывание взято из ШилЛера. И подобным образом ставится под сомнение правдивость речей всех там присутствующих, тем более что никто из них не догадался о принадлежности этих слов пьесе «Разбойники». Здесь же интересна по своему оценочному значению и ремарка, относящаяся к реплике Гурмыжской. После провокационных слов Несчастливцева она произносит «Комедианты», и при этом «пожимает плечами».
Последние ремарки, о которых хотелось бы сказать,— это пояснения к разговору о купле-продаже леса между Гурмыжской и Восьмибратовым. В нем целых два раза встречается ремарка «молчание». Зачем она введена здесь? Для усиления пафоса, для привлечения внимания. Но к чему? Обычный разговор. Подумаешь, лес. И здесь опять же приходит на ум мысль о единственном живом уголке в этом «мертвом царстве», от которого спешит избавиться его хозяйка, не умея сберечь. Смысл ремарок приобретает более высокое значение. Это уже не чисто функциональные пояснения, а своеобразный «восклицательный знак».
Заканчивая сочинение, мне хотелось бы сказать, что меня не перестает удивлять многообразие «детализациоиной символики», которое столь многие авторы используют в своих произведениях.