«Народная трагедия» Островского «Гроза» относится к драматическому жанру. Принадлежность к этому жанру определяет всю композицию произведения. В этой драме затрагиваются многие важные аспекты жизни мещанства и купечества в конце 50-х годов XIX века, и автор не может не выразить своего мнения, но для драматического жанра средства выражения авторской позиции не очень разнообразны: через ремарки, через определенного героя и через имена, композицию и т. д.
По мере развития русской драматургии изменялась и роль ремарок. У Грибоедова это в основном описание действий, а у Чехова они несут и очень большую смысловую нагрузку. Пьесы Островского предназначались и для чтения, поэтому ремарки его хотя и состоят из довольно коротких вставок, но несут большой внутренний потенциал.
Ремарки в «Грозе» описывают пейзаж, обстановку, героев и их поведение.
Лексика, используемая в комментариях действий, придает им более определенное значение: «Кабанов бросается бежать», и не «бежит».
Пейзаж описывается подробно только в нескольких случаях: действия I и IV с видом на Волгу и овраг (сц. 2, д. III). В этих сценах Катерина освобождается от человеческих законов и обычаев и отдается природным порывам.
Можно дополнить вид на Волгу в «Грозе» («Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид») пейзажем из «Бесприданницы», действие которой тоже происходит «на высоком берегу Волги»: «Вид на Волгу, на большое пространство: леса, села и проч.». И мы видим, насколько жестокий, замкнутый мир Калинова отличается от внешнего, безудержно-огромного мира, мы понимаем, почему Катерина так мечтает вырваться из города и полететь над Волгой, над лугами («Вылетела бы в поле и летала с василька на василек по ветру, как бабочка»).
Чувство иной свободы — раскованности, вседозволенности — вызывает в нас ночной пейзаж оврага («Овраг, покрытый сверху кустами; наверху забор сада Кабановых и калитка; сверху тропинка»). Этот овраг создает ощущение безвыходности, смягчаемое ночной тьмой.
Отсутствуют ремарки, описывающие дом Кабановых. С одной стороны, это значит, что дом Кабановых такой же, как и многие другие, то есть подчеркивается типичность семьи. Но с другой — можно предположить, что комнаты пусты, а если дом символизирует души своих владельцев, то и души Кабанихи и Тихона пусты.
Лишь немного описывается дом Кабановых в III действии,
сцена 1: «Улица. Ворота дома Кабановых, перед воротами скамейка». Но это описание внешнее, без подтекста.
В течение пьесы характеры героев не изменяются, а раскрываются, но прямых описаний персонажа (как, например, у Гоголя в «Ревизоре») нет.
Главные герои — Катерина и Кабаниха — раскрываются на протяжении всей пьесы, а у некоторых персонажей характера вообще нет.
Это Борис, которого, по мнению Добролюбова, следует отнести скорее к обстановке; и Тихон, о котором в списке действующих лиц сказано просто: «ее (Кабанихи) сын», действительно, предстает перед нами лишь как сын Кабанихи, а не личность.
Об одежде ремарки очень общие: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски» (с помощью этого выделения Бориса Островский показывает, что сначала Борис отличался от жителей Калинова, но Калинов затягивает в себя и не отпускает, и даже одежда не защитила Бориса от всепроникающей обстановки города.
Только один раз автор конкретно говорит об одежде: «Катерина тихо сходит по тропинке, покрытая большим белым платком, потупив глаза в землю». Эта ремарка в целом очень значительна и сим- волична. Платок Катерины белый, поэтому хорошо виден даже ночью, т. е. Катерина надеялась, что кто-нибудь ее заметит и удержит от необдуманного шага, потому что сама она остановиться уже не могла. На символичном уровне Катерина спускается вниз, в темный овраг, чтобы совершить страшный грех — изменить мужу. Она как будто спускается в Ад, падает с высоты почти ангельского полета. Белый платок может быть птичьими крыльями, которые Катерина в бессилье сложила.
Ремарки в пьесе «Гроза» служат для раскрытия авторской позиции и авторского мнения, для характеристики героев и описания природы и являются одной из незаменимых частей пьесы.