Ремарка — от французского слова remarque — означает замечание, пояснение. Это указание автора на поступки, жесты, интонации героев, на особенности их речи и многое другое. Во времена Островского, во второй половине XIX века, роль ремарок возросла, так как усилился интерес к психологии персонажей.
Островский, как и многие другие русские драматурги, уделял немалое внимание ремаркам. В пьесе «Лес» очень многие реплики сопровождаются ремарками. Но прежде всего нужно сказать о тех пояснениях автора, которые даются в начале любой пьесы. Здесь всего в нескольких предложениях Островский дает настолько точное описание основных героев пьесы, что тот или иной образ сразу встает перед глазами читателей. Причем описания внешности, как такового, нет, через обычные характеристики Островский хочет выявить внутренние черты характера, не говоря об этом прямо. Так, например, Буланов — это «молодой человек, не доучившийся в гимназии». Этим небольшим предложением Островский совершенно уничтожает Буланова, выбрав для характеристики именно этот факт его биографии. И даже отношения героев между собой можно проследить по самым первым ремаркам в комедии «Лес». Например, отношение Гурмыжской к своей племяннице видно уже из того, что Гурмыжская «очень богатая помещица», а Аксинья «одевается бедно, немного лучше горничной». Действительно, Гурмыжская очень богата, но и сама она одевается скромно. Почему же? Ответ на этот вопрос мы найдем дальше, идя по страницам пьесы, в которой также немало замечаний автора.
Часто ремарки в «Лесе» — это наречия, и не случайно. Основной вопрос наречий — как? А автору очень важно выразить, как была произнесена та или иная реплика, с какой интонацией, каким выражением, быстро ли, медленно, весело или серьезно. С теми же целями автор употребляет в ремарках деепричастия, которые выражают конкретные действия героев, что также имеет значение для создания целостной картины происходящего.
О многом говорят читателю и описания места действия, ведь это описание идет до того, как там появляются действующие лица. В одной из таких ремарок первое предложение состоит всего из одного слова — «лес». Это то, что является названием пьесы, и понять это можно так, что здесь подчеркивается хищническое начало обитателей «леса», автор как раз обращает на это внимание читателей.
Единственные, кого Островский подробно, до малейших деталей описывает в пояснении, — это актеры Несчастливцев и Счастливцев. Зная это, можно сразу определить, что актеры играют в этой комедии основополагающие роли. В ремарках, посвященных им, нет общих фраз и характеристик. Здесь все очень конкретизирова-
но. Островский не пытается показать скрытые черты характера героев, а предоставляет это самим читателям.
Комедия «Лес» необычна. Особенно для постановки. Ведь здесь актеры должны сыграть актеров. Сыграть нужно так, чтобы зрителям было понятно, как и зачем каждый из героев разыгрывает свою пьесу, и в то же время чтобы было видно, что герои обладают неким мастерством игры. Это сложно. А ведь именно в ремарках отражается игра, отражается, как в зеркале, и ниоткуда больше нельзя проникнуть в самую суть действий и мыслей героев.
Ремарки часто воспринимаются как небольшие дополнения к основному тексту. По-моему, такой подход не очень верен. Да, ремарки — это небольшие дополнения, но имеющие огромное значение. Через них мы можем увидеть реальную картину происходящего и по-настоящему почувствовать, понять эту пьесу одного из величайших русских драматургов.