В творчестве писателя Александра Ивановича Куприна тема любви нашла воплощение во множестве человеческих судеб и переживаний. Тема любви позволила писателю утвердить свои гуманистические идеалы: нравственно- эстетическую ценность земного бытия, способность и устремленность человека к высоким и самоотверженным чувствам, а с другой стороны — обнаружение противоречий эпохи. Любовь в произведениях Куприна предстает как великая и естественная, всепобеждающая власть над человеком. Многие рассказы Куприна воплощают тяготение к утонченным переживаниям. Душой писателя овладевает стремление к неуловимо тонким и сложным оттенкам настроения, к радостному чувству. Но, к сожалению, любовь проходит. Рано или поздно приходится с ней прощаться, у героев произведений Куприна остается лишь приятное воспоминание о любви и больше ничего. Волшебство любви разрушается в серой обыденной жизни. Радость и торжество любви Куприн воплотил в своей повести «Олеся».
Эта история о тихой, воспитанной самой природой девушке. В ее характере присутствуют такие качества как гордость, самоотверженность, утонченность переживаний. Олеся, наделенная настоящим душевным богатством, может дарить счастье, возрождать эмоции, лечить душевные раны. Поэтому встречи Олеси и Ивана так естественны и прекрасны. Не менее прекрасна и героиня повести «Суламифь». Избрав в повесть «Суламифь» библейскую тему, Куприн воплотил в ней свое представление о неиссякаемой силе любви, живущей во все времена. Библейская Песнь песней, где так поэтично царь Соломон поет о своей любви, послужила сюжетом для произведения. Двум главным героям «Суламифи» придано равное значение. Соломон, еще до встречи с будущей своей избранницей, пришел к разочарованию: «Во многой мудрости много печали, и кто умножает познание — умножает скорбь».
Любовь к Суламифь дает ему небывалую радость, новое знание бытия. «Попроси у меня много жизни — я с восторгом отдам ее», — говорит он «царице души своей». Соломон и Суламифь начинают заново жить, все тайны бытия стали понятны им. И смерть героини, принятая во имя спасения любимого, хоть и трагична, но и прекрасна. Куприн следовал поэтике «Песни Песней» не только по причине восхищения древним памятником. Воспринятая от библейского сюжета красочность позволяет увидеть мир глазами влюбленных, понять красоту мира и человека. В дальнейшем Куприн ищет творческую силу, которая могла бы оказать воздействие на окружающих. И находит ее в самой возвышенной платонической любви. Так появляется еще одна его повесть «Гранатовый браслет». В этом произведении необыкновенный дар высокой любви становится громадным счастьем, единственной целью в жизни бедного чиновника Желткова.
Силой и утонченностью своих переживаний молодой человек выделяется среди других действующих лиц повести. С первых строк появляется ощущение увядающего блеклого мира. Увядание читается в осеннем пейзаже. Это ощущение еще более укрепляется описанием спокойного, благоразумного существования героини. Понимание прекрасного вовсе не чуждо Вере, но оно давно притупилось, а ее душа пребывает в состоянии дремы. Это «царское спокойствие» и разрушает Желтков. В творчестве Курина последующих лет тема любви не иссякла. Но более никогда художник не касался процессов пробуждения личности. Россия Первой мировой войны, революция, эмиграция обострили его внимание к остродраматическим ситуациям и судьбам. Саама тема любви потеряла радостную окраску, предстала каким-то печальным эпизодом. Тем не менее взволнованное авторское чувство, рожденное соприкосновением с Прекрасным осталось повсюду вечным.