Любовь — тема вечная в литературе. Думаю, никакая из других тем не бывает столь субъективной в изображении. У каждого творца свой взгляд на изображение этого чувства, поэтому любовь в литературе так многолика. В некоторых произведениях А.Куприна мы встречаемся с изображением любви, как чувства наивысшей высоты и чистоты, чувства бескорыстного, не требующего награды. Писатель доказывает, что истинная любовь не миг, а всепоглощающее чувство, неподвластное движению времени. Такое чувство никогда не забывается человеком. Его он трепетно хранит в своем сердце всю жизнь. Об этом поветь Куприна «Гранатовый браслет». «Гранатовый браслет» — повесть Куприна, написанная как бы в полемике с огромным количеством эротической беллетристики, наводнившей литературу того периода. Главная героиня повести Вера является антиподом Шурочки,, героини другой повести Куприна «Поединок». Любовь Желткова приобретает почти религиозный оттенок и в то же время обреченный смысл, поскольку такой любви нет места в этом мире. Желтков сознает это, поэтому совершает самоубийство.
В «Гранатовом браслете» показан конфликт идеальной любви со средой, в которой нет места таким высоким идеалам. Любовь в этом рассказе — чувство божественное, которое поражает самого, казалось бы, заурядного чиновника Желткова, гнущего спину за канцелярским столом. Любимый дедушка Ани и Веры, генерал Аносов, говорит: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться!» Именно такой и была любовь Желткова к Вере Николаевне, которую он был готов издалека обожать, боготворить: «Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. Да святится имя Твое». Поскольку влюбленный не мог разделить свое чувство с предметом своей любви, он подарил Вере Николаевне самое дорогое, что у него было — гранатовый браслет своей прабабки. Думаю, Желтков рассчитывал, таким образом хоть как-то соединить себя с Верой. Он, конечно, был несказанно счастлив уже тем, что руки его возлюбленной прикасались к его подарку. Несомненно, то, что любовь Желткова — настоящее чувство, поскольку он счастлив своей любовью, не рассчитывая на взаимность. И неважно, что предмету его любви он не нужен. Вся жизнь мелкого чиновника заключалась в Вере Николаевне: он трепетно относился к предметам, которые держала его богиня — забытый платок, программа художественной выставки. Желтков пишет ей письма, на которые возлагает последнюю надежду — руки любимой, коснутся этих писем, а о большем мечтать и не приходилось.
Может показаться, что влюбленный выглядит жалким, но это отнюдь не так. Его любовь не просто заслуживает сочувствия как неразделенная, безответная, а вызывает уважение и восхищение как нечто возвышенное, недоступное большинству людей. Можно сказать, что Желтков стоит над тем обществом, которое неспособно испытать подобное чувство. Общество Шеиных посмеивается над влюбленным чиновником, рисует на него карикатуры, унижает, читая его письма. Показательным в этом отншении является разговор Желткова с Василием Львовичем Шеиным и братом Веры Николаем Николаевичем. Нравственное превосходство Желткова очевидно. Василий Львович признает его право на чувство, более того, понимает страдания героя. В его поведении по отношению к Желткову нет и тени высокомерия, в отличии от Николая Николаевича. Василий Львович ведет себя поистине благородно: подарок Желткова он бережно кладет на стол, понимает всю ценность красного футляра с браслетом, ценность, конечно, не в денежном выражении.
Желтков — человек исключительный, поскольку обладает даром любви, о которой говорит генерал Аносов. Влюбленный решает покончить жизнь самоубийством, пишет прощальное письмо Вере. Послание словно проникнуто святостью чувства. Этот человек поражает той выдержкой, с которой он уходит из жизни, благословляя чувство, ставшее причиной его гибели. Вера Николаевна увидела Желткова в первый и последний раз уже мертвым, и он напомнил ей кого-то из великих людей — Наполеона, Пушкина, поскольку он обладал мечтой, сильной волей, способностью любить. Сам Куприн говорил о своей повести, что ничего более целомудренного он еще не писал. Это действительно так, хотя во многих его произведениях отчетливо проступает стремление к идеальному, романтическому началу. Соответственно этому писатель и изображает своих героев как людей, не вписывающихся в обыденный мир, выпадающих из проторенной колеи, стремящихся к красоте, свободе, познанию чего-то большего.