Пьесы «Гроза» и «Бесприданница» написаны в жанре драмы, хотя по поводу жанра «Грозы» в русской литературе ведутся споры. Действительно, в этой пьесе есть особенности и трагедии, и драмы. Но поскольку для трагического жанра присущ неразрешимый конфликт между реальностью жизни и личными стремлениями героя, то обе пьесы относят к жанру драмы.
Если сравнить эти пьесы по времени написания, то «Гроза» — это произведение дореформенной драматургии Островского, что же касается «Бесприданницы», то она имеет мотивы постреформенного творчества великого драматурга. Таким образом «Бесприданница» — это драма нового времени, буржуазного по сути своей, когда общество освободило человека не только от крепостничества, но и морали, понятий чести. В «Грозе», напротив, общество одухотворено ценностями православия. Жители Калиново еще живут в духе «Домостроя», с патриархальными традициями.
Островский был родом из Замоскворечья, поэтому знает не только быт купечества, но и нравы, что позволяет ему исследовать различные характеры купеческого круга в своей драматургии. Писателя интересуют разные детали, от костюма до обстановки дома, до речи и склонностей характера каждого персонажа. Особенно автору удается описание женских типов — «горячих сердец».
Обе драмы А.Н. Островского посвящены одной проблеме — положению женщины в обществе. Конечно же, эти женщины — личности неординарные, одаренные. Я хочу более подробно рассказать о героинях.
Катерина из пьесы «Гроза» романтична и религиозна одновременно. Она свободолюбива, жаждет счастья, однако ее, купеческую дочь, выдали замуж за Тихона без любви. Далее ей приходится жить в атмосфере жестокости, с недалеким мужем и злой свекровью.
Однако со временем Катерина со всей силой страсти влюбляется в Бориса, который имеет приличные манеры, образован. Героиня буквально разрывается между долгом и любовью. Не выдержав внутренней борьбы, она изменила мужу, но сама кается перед ним. Однако жить дальше в ужасной семейной обстановке не может и выбирает смерть. Она не может жить в фальши и не способна на изворотливость.
Катерина сравнивает себя с птицей, жаждет этого полета, который, возможно, дал бы ей ощущение свободы. Она говорит сестре Тихона, Варваре, о том, как ей мечтается улететь как птица, чтобы не видеть трясины быта. Но мир Кабановых и Диких принуждает ее соблюдать правила приличия, забыв о своих мечтах и потребностях. Варвара же, напротив, привыкла к такой жизни, выучив «премудрости» поведения своей матери, Кабанихи. Протест Катерины, религиозной и мятежной одновременно, выливается в самоубийство, как единственное средство освобождения от тягот жизни.
В драме «Бесприданница» ситуация несколько другая. Главная героиня — это не простая девушка Лариса из мещанской среды, а образованная, утонченная. Она имеет дворянское воспитание и ей привычна атмосфера, в которой выживает сильнейший. Ее характер лишен цельности, которая присуща Катерине. Поэтому у нее не получается внедрить свою мечту в реальную жизнь. Более того, ее угнетают бедность и положение «просящих». Она испытывает стыд, когда мать берет деньги в богатых гостей для ее нарядов. Лариса стремится любой ценой вырваться из этой атмосферы.
Для матери Ларисы, вдовы с тремя дочерьми, собирает ради Ларисы сомнительную толпу претендентов на руку. Среди них, как правило, нет людей достойных, с богатым внутренним миром. Героине приходится петь и играть для таких гостей, и это ей унизительно. В конечном итоге, она беззаветно влюбляется в неотразимого обольстителя Сергея Сергеевича Паратова. Он для нее — «идеал мужчины», которому нельзя не верить. К сожалению, героиня слепа в своей любви и не видит ничтожности его натуры. Когда же Лариса теряет надежду на брак с Паратовым, то готова выйти замуж за первого встречного. Им оказался Карандышев — мелкий обедневший чиновник, с такой же мелкой душой. В конце концов, Лариса разочаровалась в жизни. Сильные потрясения приводят ее к безрассудному поступку. Потеряв девичью честь, она поняла, что для Паратова, и для Карандышева, и для всех мужчин в ее окружении она просто вещь, за которую они торгуются, каждый выставляя свою цену. Поняв это, героиня смиряется и согласна продать себя подороже. Она все еще хочет чистой жизни, но путь уже, как ей кажется, для нее закрыт. Она безвольна, боится умереть, но принимает выстрел Карандышева как благо, как избавление от пут жизни.
«Гроза» и «Бесприданница» по праву считаются лучшими пьесами Островского. Они открывают читателю неизвестный мир купечества, которые переполнен страстями и печалями, болью и радостями. Женские образы Островского трогательны, в классической русской литературе они заняли достойное место.