Показывая в драме «Гроза» истинно русский быт, жизнь купечества 50-х годов XIX века, А. Н. Островский рисует на страницах своей пьесы типичные национальные характеры. Драматург заостряет читательское внимание на необычайной религиозности русского человека, на силе его веры, имеющей особую власть над ним. С христианскими мотивами веры, добра и милосердия тесно связана тема греха и возмездия, являющаяся одной из ведущих в пьесе «Гроза».
Подробно описывая быт калиновского мира, Островский делает акцент на обличении пороков жителей этого города. В Калинове царствуют неискренность и искусственность, подлинные чувства заменяются ритуалами и обрядами, а корысть и жестокость скрываются под внешней личиной добродетели.
При этом калиновцы осознают «греховность» своего поведения и в том случае, когда их действия противоречат религиозным нормам, пытаются их исправить. Вспомним Дикого, который «изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя» «мужичонку», пришедшего просить деньги за привезённые дрова, по словам самодура, «нелёгкая» «принесла его на грех в такое время» — во время поста. Однако после того как согрешил, Дикой прелюдно просил прощения у простого мужика на коленях, ибо находился под давлением страха перед возмездием Всевышнего Судии.
«Смолоду грешила», по словам Варвары, барыня, «боящаяся умирать», а потому пугающая других «геенной огненной»: «Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой».
Мир калиновцев — мир людей, сплочённых общим осознанием жизненного пути как дороги постоянных ошибок, «грешков», без которых судьба человека немыслима.
Решая способствовать счастью Катерины, Варвара даёт ей ключ от калитки «к свободе», в этой сцене она выступает в роли соблазнительницы, искусительницы, «греховодницы». Здесь также стоит заметить большую роль, которую играют в пьесе символы. Это не только уже упомянутый «ключ», но и яркие символические образы, как овраг, «обрыв», «гроза». Несомненная символика — одно из средств создания понятия «грех».
Зная, что ей никогда «не замолить этого греха», ибо он «камнем ляжет на душу», Катерина вступает на греховный путь измены мужу. У зрителя создаётся впечатление, что Катерина заранее знает свою судьбу: «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься».
Сознание греха, невозможность пойти на компромисс со свой совестью приводят героиню к покаянию: «Грешна я перед богом и перед вами». Однако её покаяние бездушными жителями Калинова немилосердно отвергнуто.
Она не видит другого выхода, нежели смерть, и бросается в Волгу. Как человек глубоко верующий, Катерина должна была обладать огромным мужеством, чтобы победить страх не только перед физическим концом, но и страх перед возмездием Судии за грех самоубийства — грех ещё более тяжкий с точки зрения христианской морали, чем прелюбодеяние. В связи с этим интересно отметить точку зрения А. А. Илюшина на самоубийство Катерины: он считает, что Катерина убиенная, а не грешная, он заостряет читательское внимание на якоре, о который ударилась Катерина. По его мнению, автор намеренно уводит свою героиню от такого греховного поступка.
В финале подтверждается неспособность калиновцев к состраданию, именно они говорят Катерине: «Казнить-то тебя, так с тебя грех снимется, а ты живи да мучайся своим грехом». Кабаниха же, узнав о смерти невестки, утверждает, что «об ней и плакать-то грех».
Мир калиновцев — «тёмное царство», где нет места таким общечеловеческим ценностям, как милосердие, сострадание. Именно на это намекает Кулигин, говоря, что Катерина «теперь перед Судией, который милосерднее» их.
Эту идею высказывает Феклуша, полностью уверенная в своей правоте: «Нельзя… без греха: в миру же живём», оттого даже «время… все короче и короче делается», — ссылается она на «умных людей».
Тема греха и возмездия используется Островским на разных уровнях, что обусловлено различными значениями слова «грех»: в общеупотребительном и каноническом смыслах. Так, будучи человеком набожным, Кабаниха не позволяет Тихону клясться Богом: «Полно, полно, не божись! Грех!» Однако с помощью этой темы драматург не только создаёт образы (характеристика с точки зрения речи), но и высвечивает свою позицию. Так, рассуждения Феклуши об её единственном «грехе» («Сладко поесть люблю», — говорит она) раскрывают ироничное авторское отношение к ней.
Поверхностность странницы контрастирует с необычайной глубиной внутреннего мира главной героини «Грозы» — Катерины. Она единственная— вне сферы комического, ибо непримиримый разлад в её душе придаёт её фигуре истинную трагичность.
Катерина — необычайно цельная и нравственно чистая натура, потому, влюбившись в Бориса, она оказывается в ситуации душевной дисгармонии: её религиозные воззрения пришли в противоречие с греховными помыслами о другом человеке, который не является её мужем.
Проснувшееся чувство любви воспринимается Катериной как «страшный грех». Она признается Варваре: «Грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха». Героиня не встречает осуждения Варвары, ведь у той «свои грехи есть», скрывать которые она научилась в доме, построенном исключительно на лжи и обмане.
Однако в отличие от Варвары, Катерину терзает мысль о нарушении нравственного долга: она считает себя грешницей, которой никогда не будет прощения. Трагическое сознание греха и отчаяние попеременно овладевают ею. Надежды на спасение нет, поэтому каждый свой шаг она воспринимает как продвижение к пропасти. Ей «страшно только то, что смерть… вдруг застанет, как она есть, со всеми её грехами, со всеми помыслами лукавыми».
При этом картина «тёмного царства», нарисованная А. Н. Островским, не оставляет гнетущего, безнадёжного впечатления, пафос этой пьесы носит «освежающий и ободряющий», очистительный характер: зло калиновского мира будет сокрушено — в этом высшем возмездии за греховность «тёмного царства» заключен нравственный смысл пьесы А.Н.Островского «Гроза».
Тема греха и возмездия традиционна для русских писателей. Она находит своё отражение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: за преступление — убийство старухи-процентщицы — Раскольников будет наказан нравственными муками, муками совести, однако он преодолеет с помощью Сонечки внутренний разлад, отторженность от людей, чтобы потом воссоединиться с ними вновь (при этом сцена прилюдного покаяния Катерины во многом схожа с покаянием Раскольникова на мостовой). Эту тему продолжат и писатели XX века, например, М.А.Булгаков («Мастер и Маргарита»).
Топ 2 Доставка цветов и букетов в Сясьстрое Цветочная лавка АЖУР.