Выдающийся критик XIX века Н. А. Добролюбов назвал купеческий
мир, изображенный в пьесах А. Н. Островского, «темным царством».
Рассмотрим на примере драмы «Гроза» нравы купеческой среды.
Главными представителями «темного царства» в «Грозе» являются
Дикой и Кабаниха. В начале пьесы звучат два монолога второстепенных
персонажей, Кулигина и Феклуши, в которых дается противоположная
оценка жизни в купеческом городке Калинове. Чудак-изобретатель
Кулигин объясняет приезжему Борису Григорьевичу, почему тот чувствует
себя чужаком в российской глубинке: «Жестокие нравы, сударь,
в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего,
кроме грубости да бедности нагольной, не увидите… А у кого деньги,
сударь, тот старается бедного закабалить…» Кулигин рассказывает о злом
завистничестве жителей города, заставляющем их судиться между
собой; о беззаконии и самоуправстве, творимом богачами. Его обличительные
речи прерываются монологом странницы Феклуши,
которая расхваливает Калинов: «В обетованной земле живете! И
купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!
Щедростью и подаяниями многими!» Особенно нравится
Феклуше дом купеческой вдовы Кабановой (Кабанихи). Такое
впечатление, что Кулигин и Феклуша говорят о разных городах. Кто
же из них прав?
Значительным лицом в городе является купец Дикой. «Ругатель»,
«пронзительный мужик», «воин» — так называют его горожане. Правда,
выясняется, что Дикой смел только со слабыми. Его конторщик Кудряш
отвечает грубостью на грубость, и Дикой оставляет его в покое.
Домашние же прячутся от Дикого по чуланам, если он не в духе.
Наивный Кулигин предлагает Дикому наладить в городе громоотводы,
за что получает гневную отповедь: «Гроза-то нам в наказание
посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами
какими-то, прости господи, обороняться». Добролюбов писал,
что название пьесы в переносном смысле обозначает народный протест
против удушающих старых порядков. Предложение Кулигина
насчет громоотводов символично: он советует Дикому не жалеть
денег на общественные нужды, чтобы спастись от грозы народного
гнева. Дикой слишком примитивен и дремуч, чтобы задумываться
об общественной пользе. Он открыто заявляет о том, что недоплачивает
работникам и не может совладать с собственным нравом:
«Потому, только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать
станет… ни за что обругаю человека».
В положении безответной жертвы оказался в доме Дикого его
племянник Борис Григорьевич. Чтобы получить бабушкино наследство,
он должен быть почтительным с дядей. Естественно, при всем
старании Борис Григорьевич никогда не угодит Дикому. Когда дядя
узнает о роман племянника с замужней Катериной Кабановой, он отправляет
Бориса Григорьевича в Сибирь, и тот послушно уезжает.
Добролюбов назвал Дикого купцом-самодуром. Конечно, Дикойужасен,
но в то же время мы видим, что он быстро приходит в себя, столкнувшись
с решительным противником: Кудряшом, Кабанихой. Значит, жертвы
самодура тоже виноваты в том, что позволяли ему бесчинствовать.
Более страшным представителем «темного царства» является
Кабаниха, потому что она действует под маской благочестия — недаром
ее расхваливает Феклуша. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних
заела совсем», — говорит о Кабанихе Кулигин. Действительно,
Кабаниха постоянно твердит о соблюдении строгой морали, божьих
заповедей, которые сводятся у нее к страху и подчинению, и буквально
не дает вздохнуть сыну и его жене. Впервые появляясь на сцене,
Кабаниха произносит: «Если ты хочешь мать послушать, так ты,
как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала». Тихон и Варвара
привыкли к постоянному ворчанию матери, они машинально поддакивают
ей, думая каждым о своем: Тихон — о беспробудном пьянстве,
которое он может позволить себе в отъезде, Варвара- о тайных
свиданиях с Кудряшом.
Выросшая на воле Катерина не может привыкнуть к атмосфере
двуличия, царящей в доме Кабановых. Полюбив Бориса Григорьевича,
она встречается с ним во время отъезда Тихона, но чувствует
себя погибшей. Катерина не может жить с тайным грехом на душе и
признается во всем мужу. Тихон прощает жену, по-своему сочувствует
ей, но Кабаниха даже рада: «Что, сынок! Куда воля-то ведет!
Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!» Критики разошлись
во мнении, сильный или слабый характер у Катерины. Главная
героиня отказалась от борьбы и покончила с собой. Однако ее самоубийство
приводит к бунту Тихона против матери. Смерть Катерины
предвещает близкий конец «темного царства». Сама Кабаниха
чувствует, что теряет власть над людьми. Когда Феклуша жалуется
на наступление прогресса, который она называет суетой, Кабаниха
замечает: «И хуже этого, милая, будет».
Островский показывает, что «темное царство» держится на деспотизме
и беззаконии богатых и покорности бедных. В купеческом
городе заправляют самодур Дикой и ханжа Кабаниха. Однако в народе
зреют недовольство и протест, и смерть Катерины, бегство Кудряша
с Варварой, бунт Тихона приближают гибель «темного царства
». На примере истории одной купеческой семьи Островский сумел
затронуть важнейшие социальные проблемы эпохи. Пьеса оказалась
пророческой: через два года после ее написания в России
было отменено крепостное право и начались либеральные реформы.