Каждый человек — это единственный и неповторимый мир, со «своими поступками, характером, привычками, честью, моралью, чувством собственного достоинства.
Именно проблему чести и собственного достоинства поднимает А. Островский в своей пьесе «Гроза».
Для того чтобы показать противоречия между грубостью и честью, между невежеством и достоинством, в пьесе показаны два поколения: люди старшего поколения, так называемое «темное царство», и люди нового веяния, более прогрессивные, не желающие жить по старым законам и обычаям и мириться с ними.
Дикой и Кабанова — типичные представители «темного царства». Именно в этих образах Островский хотел показать господствующий класс в России того времени.
Так кто же такие Дикой и Кабанова?
Прежде всего это самые богатые люди в городе, в их руках — верховная власть, при помощи которой они угнетают не только своих крепостных, но и родных. Хорошо о жизни мещан сказал Кулигин: «…А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать», и еще: «В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости, не увидите». Так и живут они, ничего не зная, кроме денег, безжалостной эксплуатации, безмерной наживы за чужой счет.
Характеры же Дикого и Кабановой очень похожи: это грубые, невежественные люди. Их действия — самодурство. Дикого раздражают родные, которые случайно попались ему на глаза (в частности, Борис): «…Раз тебе сказал, два тебе сказал: «Не смей мне навстречу попадаться»; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть!..» А если кто-нибудь придет деньги у Дикого просить, то тут уж без ругани никак не обойдется: «Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому, только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутрен- ную вот разжигает, да и только…»
Кабановой же не нравится, когда Катерина защищает свое человеческое достоинство и пытается уберечь от излишней брани своего мужа. Кабаниха не терпит того, что кто-то смеет ей перечить, сделать что-то не по ее велению. Но между Диким и Кабановой есть небольшая разница по отношению к родным и окружающим их людям. Дикой ругается открыто, «словно с цепи сорвался», Кабаниха — «под видом благочестия»: «Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит… Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все Думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А схорони господи, каким-нибудь словом снохе не угодишь, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем».
Жадность, грубость, невежество, самодурство в них будет всегда. Эти качества не искоренились, потому что их воспитали так, они выросли в такой же обстановке. Такие, как Кабанова и Дикой, будут всегда вместе, их невозможно разлучить. Где появился один невежа и самодур, там объявится и другой. Каково бы ни было общество, всегда найдутся люди, которые под маской прогрессивных идей и образованности скрывают, вернее, пытаются скрыть свою глупость, грубость и невежество. Они тиранят окружающих, при этом нисколько не смущаясь и не боясь понести за это какую-либо ответственность. Дикой и Кабанова — это и есть то самое «темное царство». Они защитники старых основ жизни, сторонники его устоев. Вот кто они, эти дикие и кабановы, глупые, невежественные, лицемерные, грубые. И проповедуют они такой же мир и порядок. Это мир денег, злобы, зависти и вражды. Они ненавидят все новое и прогрессивное.
Замысел А. Островского состоял в разоблачении «темного царства» на образах Дикого и Кабановой. Он обличил их в бездуховности и подлости. Большинство общества России XIX века состояло в основном вот из таких диких и кабановых, которых показал нам автор в своей драме «Гроза.