«Пьесы Островского современны», — говорим мы, не задумываясь над смыслом сказанного. Современны… Современны?! Действительно… Почему? Очевидно, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть повнимательнее хотя бы на одну из пьес… Приглядеться… Призадуматься…
Пьеса «Гроза»… Какие вопросы здесь поставлены драматургом? Почему такое странное на первый взгляд название дано Островским этой пьесе? «Гроза»…
Герои «Грозы» живут в мире кризисном и катастрофичном. Эта катастрофичность сродни предгрозовой атмосфере: что-то еще сдерживает стихию, но дух борьбы и противостояния незримо витает в воздухе. Столь же естественно и неизбежно, как собирается гроза над Калиновом, собирается и гроза человеческого духа, не вынесшего угнетения и насилия, оказавшегося неспособным смириться с жизнью в рабстве даже перед лицом смерти.
Заслуга Островского состоит не только в том, что великий драматург мастерски изобразил и передал ощущение покачнувшегося мира, противоборства между старым и новым, тиранией и простым желанием жить, но и в том, что он показал рождение первого протеста, определив его неизбежность во все времена и эпохи. Протест против чего? На этот вопрос мне еще предстоит дать ответ.
Кто же живет в городе на берегу Волги, где и происходит действие драмы? Население Калинова, безусловно, неоднородно. Задумавшись, можно провести между всеми героями пьесы воображаемую черту, разделив их тем самым на представителей «темного царства» — угнетателей — и «борцов» против угнетения. Таким образом, по одну сторону от этой черты окажутся Кабаниха, Дикой, странница Феклуша, а по другую — Кудряш, Варвара, Тихон и Катерина. Согласимся, однако, что некоторые герои встанут чуть ближе к этой черте, показав тем самым неполную свою принадлежность к той или иной части калиновского общества, некоторые — чуть дальше…
Безусловно, Кабаниха — представитель «темного царства», но она, как метко подчеркивает словами Кудряша
Островский, страшна не своей приверженностью старине, а самодурством «под видом благочестия».
Старая мораль здесь во многом отрицается, из «Домостроя» извлекаются формулы наиболее жестокие, оправдывающие деспотизм.
«Врагам-то прощать надо, сударь!» — говорит Кулигин Тихону. И что слышит он в ответ? «Поди-ка, поговори с маменькой, что она тебе на это скажет».
В отличие от самодурства Кабанихи своеволие Дикого ничем не сковывается, никакими правилами не оправдывается. Деньги развязали ему руки, позволили ему крутить людьми и законом, как он сам того захочет. Нравственные устои в его душе значительно расшатаны, и, если верить Кабанихе, его нельзя перевоспитать, можно только «прекратить». Против отцов города встают «молодые силы жизни». Это Тихон и Варвара, Кудряш и Катерина.
Тихон тих, и этим все сказано. Да, он добр, великодушен и, несомненно, любит Катерину. Ни в чем не разделяя деспотических притязаний маменьки, он все же сгибается перед ней, и только в финале пьесы рождается в нем что-то похожее на протест: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…» В этих словах уже нет прежнего Тихона. Он оказывается гораздо выше в нравственном плане, чем Борис, который, руководствуясь подлым «шито-крыто», выходит из толпы и раскланивается перед Кабановой.
В отличие от своего брата Варвара наделена и волей, и бесстрашием, но она дитя диких и кабаних, а следовательно, не лишена безнравственности «отцов». Ей попросту непонятны душевные терзания Катерины. «Я не понимаю, что ты говоришь, — спрашивает она в отчаянии. — Что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая же неволя себя мучить-то!»
Нравственно выше Варвары оказывается Кудряш. В нем мы замечаем «народныекорни». Он талантлив и одарен. Он противостоит «темному царству» удалью и озорством, но не нравственной силой.
Все эти люди живут, обманывая друг друга, хитро изворачиваясь. Но вот среди них появляется человек, наделенный гордостью, чувством собственного достоинства, «луч света в темном царстве», как назовет Катерину Добролюбов. Светлое начало в ней естественно, как дыхание, она натура свободолюбивая, страстная. В семье Кабановой она как в плену. Ей там нечем дышать. Рисуя образ
своей главной героини, Островский поставил на первый план ее близость к природе, к народным истокам. Утром кланяется она солнцу, завороженно слушает пение птиц. Когда в детстве ее обижают, она садится в лодку и плывет по Волге, сама не зная куда. Это напоминает нам русские народные сказки, в которых маленькая девочка часто просит защиты у реки, у леса… «Отчего люди не летают!» — и это неразрывно связано с русскими былинами, сказаниями. В них томящаяся в неволе дева просит силы природы превратить ее в вольную птицу, чтобы улететь из плена на волю.
Постепенно мы понимаем, что у Катерины есть лишь один выход. Этот выход — освобождение. Однако нравственная безупречность исключает для нее возможность легкого освобождения, поэтому освобождение Катерины — трагическое.
Конфликт в драме не только внешний. Противоречия существуют и в душе самой героини: неустойчивая совесть сталкивается с безоглядной любовью, а страх — с отчаянным желанием освободиться.
И когда эта чистая душа гибнет, не найдя иного выхода от нравственной смерти, насилия, угнетения, вспышка света, более яркая, чем грозовая молния, озаряет всю пьесу, придавая ей смысл, далеко уходящий за рамки обыкновенной драмы в купеческой семье. Эта вспышка освещает все действующие лица, заставляя читателя и зрителя думать, чувствовать и действовать.
Несомненно, образ Катерины всегда давал пищу для размышлений. Этим образом Островский не только показал рождение протеста, направленного против деспотизма, тирании, против всего, что сковывает личность, стремится уничтожить гордость, чувство собственного достоинства. Образом Катерины Островский обозначил новый тип героини в драматургии: не аристократки, не дворянки, а представительницы купеческого сословия, то есть простой женщины из народа, показал ее особенную прелесть и несомненное превосходство над напыщенными «куклами» светских салонов. Именно умение показать истинную «русскость» и национальность жизни, событий и характеров, показал противоречия, которые были характерны именно для России, раскрыть суть чисто русских явлений, умение описать народные нравы отличает пьесы Островского от пьес, которые были до него. И именно эта особенность его творчества дает нам право называть его отцом русского театра.
Пьесы Островского ставили и будут ставить на подмостках самых разных театров самых разных уголков мира.
Почему же эти пьесы, написанные более ста лет назад, оказываются столь современны сейчас?
Ответ прост. Островский ставит перед нами общечеловеческие проблемы, вопросы, которые звучат одинаково актуально во все времена и эпохи. Это и вопрос нравственного выбора, и проблема непонимания между старым и новым, это и многое-многое другое, что невозможность объять простым школьным сочинением. Мои размышления — всего лишь капля в море… Или сказать по-другому? Целая капля… Ведь именно из этих крошечных частичек состоит мировой океан читательских размышлений, суждений.