Ты — женщина, ты книга между книг,
Ты — свернутый, запечатленный свиток,
В его строках и дум, и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.
В. Брюсов
Думаю, что не ошибусь, если скажу, что созданию женского образа посвящено много произведений русских классиков. Имена Наташи Ростовой, Татьяны Лариной, Катерины, целой плеяды «тургеневских женщин» не менее известны, чем имена Л. Толстого, А. Пушкина, А. Островского, И. Тургенева, чьему творческому воображению мы обязаны появлением этих героинь.
В романе Толстого «Война и мир» изображено множество человеческих судеб. Автор стремится найти единые критерии оценки явлений и характеров. Главное — это нравственные законы, но человек не всегда понимает их, следует им. В центре повествования находятся судьбы любимых героев — Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Марьи Болконской. Всех их объединяют чувства Добра и красоты, они ищут свой путь в жизни, стремятся найти свое счастье и любовь. Но, конечно, у женщин есть особое предназначение, данное самой природой.
Женщина — прежде всего мать, жена. Мир семьи — это основа человеческого общества, и хозяйка в нем — женщина. Любимый
прием Толстого — противопоставление внутреннего и внешнего образа человека. В этом отношении очень показательно изображение таких героинь, как Элен Курагина, Наташа Ростова и Марья Болконская. Элен — воплощение внешней красоты и одновременно странной неподвижности, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее «однообразную», «неизменяющуюся» улыбку и «античную красоту тела». Она напоминает прекрасную античную статую. Недаром автор совсем не упоминает о ее глазах, тогда как и черные «блестящие», «сияющие» глаза Наташи, и «лучистые» княжны Марьи — всегда привлекают наше внимание.
Вечно в движении, изменчивая, отзывающаяся бурно на все происходящее вокруг Наташа может «распустить свой большой рот, сделавшись совершенно дурною», «зареветь как ребенок», она может измениться до неузнаваемости, например, от горя после смерти Андрея. Ее облик — отражение богатейшего мира чувств. Элен хороша, но бездушна. Она олицетворение безнравственности. Все члены семьи Курагиных — индивидуалисты, не знающие никаких моральных норм, единственный закон их жизни — произвол желаний. Интересно, что на пути всех любимых героев писателя непременно в какой-нибудь момент возникают Курагины, которые толкают героев на неверные поступки, заставляют их делать ошибки.
Пьер женится на Элен, хотя чувствует, что это ложный шаг. Для красавицы Элен брак — это лишь путь к обогащению. Княж- на Марья и Наташа, напротив, становятся прекрасными женами, понимающими своих мужей. Эти две женщины обладают духовным богатством, силой воли. «Война и мир» — самое гармоничное произведение Толстого, здесь находится место самым разнообразным, подчас противоположным характерам. Писатель передает нам во всей прелести и полноте свою любовь к жизни. И, рассматривая женские образы в романе Толстого «Война и мир», мы еще раз убеждаемся в этом.
Оригинально раскрываются женские образы в творчестве Островского. В пьесе «Гроза» мы наблюдаем за судьбой главной героини Катерины. Отданная замуж за Тихона, она очутилась в зловещей среде бессердечности и тупого, рабского преклонения перед могуществом старых порядков. Так, Кабанова тщетно пытается внушить Катерине свои деспотические законы: беспрекословное подчинение воле мужа, покорность, исполнительность и уважение к старшим, а главное — никогда не сметь «свое суждение иметь». Диалоги с Кабанихой показывают, что натура Катерины не приемлет низменных чувств. Она — человек глубоко религиоз-
ный. Вот почему мы отмечаем в ней столько человеколюбия. Недаром героиня старается не обращать особого внимания на поучения Кабановой. Жить, не прислушиваясь к глупым советам со стороны всяких Кабановых и прочих, думать так, как думается, разбираться во всем самостоятельно — вот то, что для Катерины имеет наибольшую важность. Ее личная свобода — это самая дорогая ценность. Даже жизнь Катерина ценит гораздо дешевле. Да и не нужно ей жить, коль нет свободы. В героине постепенно просыпается женщина. Желание любить и быть любимой нарастает. Катерина сомневается, размышляет, пытается отторгнуть от себя смутные желания. Но действительность, реальное положение вещей вернули Катерину самой себе: «Перед кем я притворяюсь-то!» И Катерина, сама того не сознавая, бросила вызов самодурной силе; правда, он привел ее к трагическим последствиям.
Я думаю, что не стоит обвинять героиню в слабости: она была слишком молода, может быть, даже поэтому она решилась расстаться с жизнью, ни о чем не сожалея, не раздумывая: «Так тихо, так хорошо!.. А о жизни и думать не хочется. Опять жить?.. А поймают меня да воротят домой насильно… Ах, скорей, скорей! Друг мой!.. Прощай!» В образе Катерины Островский, как подчеркивает Добролюбов, показал «решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых…» И я думаю, что главная героиня — женщина гордая, волевая. Натура одухотворенная, светлая, мечтательная, свободолюбивая. Любящая детей, она лишена радости материнства. И просто хочется сказать словами Добролюбова: «…если какой-нибудь критик упрекает Островского за то, что лицо Катерины в «Грозе» отвратительно и безнравственно, то он не внушает особого доверия к чистоте собственного нравственного чувства».
При всем желании невозможно рассказать обо всех классиках, изображавших женские образы. Только поэтому я остановилась на двух моих самых любимых произведениях. Мне кажется, что характеристики героинь Толстого и Островского достаточно, чтобы составить собирательный образ, сформированный русской классической литературой. Я думаю, что идеальные женщины имеют неброскую внешность, но их душа источает столько добра, тепла и любви, что можно говорить о ее великой красоте. Мысли Толстого и Островского об идеале женщины не устарели и в наши дни.