Вы находитесь: Главная страница> Куприн Александр> "Да светится имя твое" (Тема любви в произведениях А. И. Куприна "Гранатовый браслет", "Олеся", "Суламифь")

Сочинение на тему ««Да светится имя твое» (Тема любви в произведениях А. И. Куприна «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь»)»

А. И. Куприна, чудесного мастера художественного слова, гуманиста и правдоискателя, с неменьшим основанием можно назвать и певцом возвышенной любви, подарившим читателям такие повести, как «Гранатовый браслет», «Олеся» и «Суламифь», объединенные этой прекрасной темой.

Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, «зоологических проявлений» инстинктов, писатель создает удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для этого в глубину веков («Суламифь»), забираясь в лесную глушь Волынской губернии («Олеся»), заглядывая в каморку отшельника, последнего романтика в жестком и расчетливом мире («Гранатовый браслет»). Кто же эти герои? Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу так называемого «высшего сословия». Восемь лет продолжается безответная и безнадежная любовь. Письма влюбленного служат предметом издевательств и насмешек членов местного клана князей Шейных и Булат-Тугановских, не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений. Присланный неизвестным влюбленным подарок — гранатовый браслет — вызывает бурю негодования брата княгини. Любовь «маленького человека» заканчивается трагически. Не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, герой повести погибает. На память приходят строки:

Молчать и гибнуть… но милей,
Чем жить, волшебные оковы!
Свой лучший сон в очах у ней
Искать, не проронив ни слова! —
Как свет застенчивый лампад
Трепещет пред лицом мадонны
И, умирая, ловит взгляд,
Небесный взгляд ее бездонный!…

«Молчать и гибнуть» — вот духовный обет влюбленного телеграфиста. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, «маленького человека», над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое».

Читая этот рассказ, я не раз задавалась вопросом: могла ли быть такая любовь в действительности? «Гранатовый браслет» — чистый вымысел или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий его авторской идее? Как хочется, чтобы такая любовь была, даже несмотря на ее трагический конец.

Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни тем более основываться на выгоде и корысти: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Мудрые слова! Как же они необходимы сегодняшнему читателю, любому, будь то молодой человек, или замужняя дама, или пожилой джентльмен.

Куприн вскрыл духовную ограниченность представителей «высшего сословия», проявляющуюся перед лицом чистой, бескорыстной любви. Автор показал, как буржуазный молох врывается в «святая святых» человеческих чувств, разрушая и извращая их красоту и естественность. Итак, повесть «Гранатовый браслет» — подтверждение того, как Куприн ищет в реальной жизни людей, «одержимых» высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать все, не требуя ничего взамен. Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию. Эта мысль писателя получила воплощение в другой его повести — «Олеся».

События, изложенные в ней, происходят в Волынской губернии, на окраине Полесья, куда, казалось бы, не должны были проникнуть злоба и обман, от которых бежит герой повести — Иван Тимофеевич, русский дворянин и интеллигент. Здесь, в лесной глуши, происходит его знакомство с «дочерью природы»- полесской девушкой Олесей. «Первобытное и яркое воображение, гибкий, подвижный ум» Олеси покорили сердце Ивана Тимофеевича. Но невежество, стяжательство, ложь успели свить гнездо и в этой полесской деревушке. Свободная, смелая Олеся не по нраву суеверным поселянам, считающим ее колдуньей. Они ненавидят ее и преследуют. В полярных отношениях, несмотря на взаимную любовь, находятся, кроме всего, Олеся и Иван Тимофеевич. Его характеристику Куприн дает устами героини повести. Во время гадания Олеся говорит: «Человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша’ не хорошая, не сердечная». «Наивная, очаровательная сказка любви» заканчивается разлукой. И виной тому не только невежественные поселяне, но и Иван Тимофеевич, не сумевший бороться за свою любовь. А иногда, мне кажется, и не хотевший бороться. Ему легче быть слабым, безвольным. Легче страдать, чем быть счастливым. Ведь в борьбе за счастье надо приложить усилия, волю, труд. А он просто безвольный, самовлюбленный… Завершается повесть удивительно характерной деталью: Иван Тимофеевич после исчезновения Олеси находит в опустевшей хате нитку красных бус. Каждая бусинка — огонек чистого естественного чувства. Есть что-то общее между Олесиными «кораллами» и гранатовым браслетом, подаренным телеграфистом Желтковым княгине Вере.

Естественное чувство любви воспето Куприным еще в одной повести, «Суламифь», созданной по мотивам библейской книги «Песнь Песней». В ней рассказывается о взаимной любви Суламифи и царя Соломона. Горячие и нежные чувства не принесли счастья возлюбленным. Любовь заканчивается трагически. Меч убийцы лишает жизни Суламифь. Но смерть не побеждает любовь.

Да, связь между повестями «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь» очевидна. Все они — гимн любви, духовно чистой и мудрой. Все эти произведения поднимают проблемы, которые будут вечно волновать человечество.