Вы находитесь: Главная страница> Куприн Александр> Гибель «героя-любовника» — трагедия русской литературы (по повести А.И. Куприна «Поединок»)

Сочинение на тему «Гибель «героя-любовника» — трагедия русской литературы (по повести А.И. Куприна «Поединок»)»

Куприн — мой любимый писатель. Но именно из-за него я не стал поступать в военную академию. Не потому, что из-за каких- то там «убеждений» я против военной службы. Просто повесть «Поединок» показала мне, что мечтательным натурам вроде подпоручика Ромашова в армии делать нечего. Я не говорю о «гибели душевно чистого героя в мертвящей атмосфере армейского быта», потому что все в конце концов зависит от человека. Как себя поставишь, так к тебе и будут относиться. Речь идет о том, подходит конкретный человек к военной службе или нет.
Повесть «Поединок» Александр Куприн написал в год первой русской революции, после Кровавого воскресенья и позорного проигрыша России в войне с Японией. Русская армия оказалась неподготовленной и слабой. Генералитет и офицерство покрыли себя позором, несмотря на проявление единичных случаев героизма в бою, в основном из нижних чинов.
Кадет, а затем русский офицер Александр Куприн не мыслил себя вне армии. Он с детства готовил себя для службы, такова была семейная традиция. Но армия царской России в то время представляла собой весьма печальное зрелище — захолустные гарнизоны с полунищими офицерами, которые не вызывали восхищения даже у провинциальных барышень.
Особенно ярко мне запомнился эпизод, когда подпоручик Ромашов встречается глазами на перроне с дамой из роскошного вагона. На нем шинель с бахромой внизу, мятые погоны и уродливые галоши, какие носили все офицеры в их полку. Далеко не гвардейский щеголь, а обыкновенный армейский офицер, который всю жизнь тянет лямку за такое скромное жалование, что не всегда удается выучить детей в гимназии.
Армейская жизнь наполнена бессмысленной муштрой и зубрежкой никчемных уставов. Неграмотные солдаты, оторванные от сохи, полны недоумения от армейских порядков и даже ненависти к офицерам. В ответ на бесчеловечное обращение армейского начальства другого отношения солдат к офицерам и быть не может: рукоприкладство и унижение нижних чинов было нормой. Никакой воспитательно-политической работы с солдатами тогда не проводили. В свободное время они были предоставлены сами себе.
Одна у командиров была только мысль — поступить в академию, стать офицером генерального штаба, чтобы получить аксельбанты и иметь повышенное жалование. А если нет перспективы для учебы — тогда только остается тихо спиваться в своем гарнизоне. Подпоручик.Ромашов по-иному смотрит на солдат, нежели остальные офицеры. Рядовой Хлебников приникает к нему в слезах, как к доброму барину, в поисках защиты от издевательства унтеров. Молодой офицер с чистой душой слышит разговоры нижних чинов, впадая при этом в особую задумчивость. Именно эта задумчивость, склонность к созерцательному размышлению, а также слишком мягкое сердце губит карьеру молодого офицера.
На строевом смотру, когда взвод должен чеканить шаг мимо начальства, Ромашов весь уходит в свои мечтания и не замечает, что его солдаты давно шагают не в ногу. А самому ему в это самое время представляется, будто бы его солдаты идут, как на параде. Так же неверно он представляет себе Шурочку, рисуя себе высокий идеал красоты и женственности в хитрой интриганке, которой ничего не стоит предать его и подставить под пулю на поединке.
Военная служба не нуждается в мечтателях и созерцателях. «Делай, как я!» — основная команда при работе с личным составом. В армии нужно делать так, как делают все. А все пьют беспробудно, играют в карты, волочатся за гарнизонными дамами, вроде госпожи Петерсон, которая не дает симпатичному молодому человеку прохода своими грязными приставаниями.
Все смеются с подпоручика Ромашова, человека не на своем месте. Он становится мишенью всякого рода издевок и розыгрышей. Сколь бы терпения у него ни было, он больше не в силах выносить грязных намеков. Нравственные издевательства имеют свой предел, как и физические пытки. Ромашов пал бессмысленной жертвой ради карьеры Шурочкиного мужа и сомнительной чести мундира, он вовсе не герой в полном смысле этого слова. Но геройство Ромашова в другом — он сумел отстоять свою душу от губительного влияния армейской среды. Лучше умереть, чем пойти на поводу у других и стать никчемным гарнизонным служакой с пустой душой и злобной ненавистью к судьбе. Такие офицеры — опасны на крутых поворотах истории, потому что во- оружейных людей можно обманным путем заставить стрелять в свой же народ, а это несовместимо с воинской честью.