Вы находитесь: Главная страница> Куприн Александр> «Гранатовый браслет» (1911)

Сочинение на тему ««Гранатовый браслет» (1911)»

Идея Рассказа. И. А. Бунин видел в любви
только мгновенную вспышку, он не давал
любви длиться долго. А. И. Куприн совсем
иначе понимал это чувство. Любовь в его понимании — это пробуждающая
сила, способная изменить сознание человека. Для любви
не существует ни социальных, ни возрастных, ни национальных
границ. Лучшим и глубоким рассказом о любви является «Гранатовый
браслет» (1910). Основная идея рассказа — торжество возвышающей
любви. Любовь принадлежит вечности, и только в вечности
она обретает свою торжествующую силу.
Сюжет прост: бедный чиновник контрольной палаты, телеграфист
Желтков, безнадежно влюбленный в княгиню Веру Николаевну
Шеину, присылает ей на именины золотой браслет с пятью гранатовыми
красными камнями и одним редкого, зеленого цвета. С получением
этого браслета начинают развиваться события, имеющие
трагические последствия. Брат и муж Веры Николаевны разыскивают
Желткова и приходят к нему на квартиру с единственной
целью: указать телеграфисту на его место. Желтков своеобразно следует
их совету — кончает жизнь самоубийством. Перед смертью он
успел написать Вере письмо, в котором рассказал историю своей
платонической любви к ней, к той, которую боготворил. В конце письма
он просит ее сыграть сонату Бетховена D-dur № 2, op. 2.
Вера побывала в квартире Желткова и простилась с мертвым телом,
положив ему под шею цветок. «В эту секунду она поняла, что та
любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее».
С этого момента начинается преображение Веры, ее спокойствие,
ее душевная лень разрушаются силой настоящей любви.
В последней сцене, завершающей рассказ, Вера слушает сонату
Бетховена, которую ей играет пианистка Рейтер. Название сонаты,
выведенное в эпиграф, становится главным смысловым эпизодом,
в котором раскрывается идея рассказа. Музыка Бетховена раскрывает
перед Верой смысл любви, которая не требует ничего, она лишь
дает блаженство. Слушая музыку, Вера полностью растворилась
в звуках, которые, казалось, соединяли ее с тем, кто так беззаветно
любил ее. Рефреном звучали строки: «Да святится имя Твое». И постепенно
Вера переходит в такое состояние, в котором она может слышать
и понимать то, что говорил ей уже из вечности ее идеальный возлюбленный:
«Успокойся, дорогая, успокойся. Ты обо мне помнишь?
Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с
тобой, потому что мы с тобой любили друг друга одно мгновенье, но
навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы.
Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко».
В конце рассказа перед читателем уже не холодная, спокойная
княгиня Вера, а взволнованная, с блестящими от слез глазами женщина,
только что испытавшая потрясение от пережитого чувства
благодарной любви: «.. .он меня простил теперь. Все хорошо».
Композиция рассказа максимально реализует идею рассказа. Начало
повествования: описание увядающего сада символизирует жизнь
Веры, в которой были и весна, и лето, а теперь наступает осень.
На именинах у Веры присутствуют гости из аристократического круга,
ведутся шутливые разговоры о любви П. П. Ж. к Вере. Муж Веры даже
показывает рисунки, смешно иллюстрирующие чувство телеграфиста
к Вере. Ведутся пошлые разговоры, и Вера стесняется их.
Куприн вводит в рассказ вставные новеллы о любви, которые рассказывает
генерал Аносов.
И именно он говорит о том, что существует настоящая любовь,
которая бывает в жизни очень редко. Вера жадно слушает его слова,
она примеряет их на себя, но, конечно же, не может связать их с Желтковым,
бедным чиновником.
Наконец, сцена в квартире Желткова, которая является кульминацией
рассказа и доводит действие до высшей точки. Далее начинается
спад, но в последней сцене звучат аккорды сонаты Бетховена,
и вновь звучит тема любви, переходящая в торжествующую песнь.
Композиционным довершением является эпиграф к рассказу, смысл
которого становится понятным только в последней сцене.