Александр Иванович Куприн был человеком удивительной судьбы. В нем жила огромная жажда жизни, стремление все знать, все уметь, все испытать самому. Куприн был очень талантливым писателем, признанным мастером короткого рассказа, автором замечательных повестей. Его мечта о счастье, о прекрасной любви стала главной темой его произведений. Куприн пишет о любви изумительным языком, с высоким художественным вкусом, с тонким пониманием психологии своих героев. Пожалуй, самой поэтичной вещью писателя является «Гранатовый браслет» — прекрасный рассказ о неразделенной любви, о той любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет».
«Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена», — эти слова Ивана Бунина очень точно отражают смысл рассказа «Гранатовый браслет». Для того чтобы оценить отношение Куприна к любви, на мой взгляд, достаточно разобраться и понять: была ли любовь счастьем для главного героя рассказа «Гранатовый браслет», тема которого созвучна пушкинским строкам:
Я вас любил, любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем,
Но пусть она вас больше не тревожит,
Я не хочу печалить вас ничем.
У Куприна, как и у Пушкина, любящий человек способен на жертву, на смерть ради спокойствия и счастья любимого человека.
В основу рассказа положено реальное событие — печальная история любви одного телеграфиста к жене важного чиновника, в семье которого этот случай вспоминается как странный и курьезный. Но перо писателя превращает его в трагическую историю жизни «маленького человека», которого возвысила и погубила любовь. Она погубила его потому, что была неразделенной, но мы не можем сказать, что она была несчастной. Этот редчайший дар высокой и безответной любви, скорее наоборот, является «громадным счастьем», единственным содержанием, поэзией жизни Желткова. Романтическая феноменальность его переживаний, благодаря таланту автора, поднимает образ этого человека над всеми другими персонажами рассказа. Не только грубый Тугановский, легкомысленная Анна, но и умный Шеин, добрый Аносов, прекрасная Вера Николаевна, в отличие от героя, пребывают в бытовой атмосфере, влияние которой пытается преодолеть главная героиня.
Рассказ полон конкретных, живых зарисовок и художественное своеобразие этого произведения заключается в том, что почти каждая зарисовка приобретает характер символа, а вместе они составляют фундамент повествования и несут в себе идейный смысл рассказа.
Начало рассказа можно считать первым символом. Описание пасмурной, сырой погоды, а потом ее изменение в лучшую сторону имеет огромное значение. Если под «молодым месяцем» подразумевать главную героиню Веру Николаевну, а под погодой всю ее жизнь, то получается серая, но вполне реальная картина. Перемена в погоде является символом той самой возвышенной и роковой любви, о которой идет речь в рассказе. Нельзя не сказать здесь и о предмете этой любви. Куприн описывает Веру Николаевну как независимую, царственно спокойную, холодную красавицу. Эта благородная, удивительная женщина, по мнению автора, символизирует человека, достойного настоящей, святой любви. Немалое значение отводит писатель «тучному, высокому, серебряному старцу» генералу Аносову. Именно перед ним стоит задача заставить Веру отнестись к чувству таинственного поклонника более серьезно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на собственную жизнь. Ему принадлежат пророческие слова: «Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины». Образ генерала Аносова является символом мудрости старшего поколения. Автор доверяет ему сделать очень важный, имеющий большое значение вывод: «В природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным ее людям». Любовь, по его мнению, должна основываться на возвышенных чувствах: в-заимном уважении, симпатии, доверии, верности, искренности, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу. Несмотря на то, что за всю свою жизнь генерал не встречал такой любви, он продолжает верить в нее и передает эту уверенность Вере Николаевне.
Причиной развязки истории, длившейся около восьми лет, становится подарок на день рождения героини. В роли этого подарка выступает новый символ той самой любви, в которую верит генерал Аносов, — гранатовый браслет. Он ценен Жслткову тем, что его носила матушка. Кроме того, старинный браслет имеет свою историю: по семейному преданию, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам. Подарок Желткова вызывает тягостные предчувствия у героини. Куприн сравнивает пять гранатов браслета с «пятью алыми, кровавыми огнями», а княгиня, засмотревшись на него, с тревогой восклицает: «Точно кровь!» Она предчувствует близкую трагедию.
Желтков — бедный мелкий чиновник, а Вера Николаевна — княгиня. Но это обстоятельство не смущает героя, и он идет наперекор всем устоям общества, а оно этого не прощает. Он совершает самоубийство, чтобы не причинять неудобств возлюбленной. Если бы он остался жить, то ему пришлось бы перестать ей писать и напоминать о своем существовании. А заставить себя сделать это герой не в силах. Ведь письма, которые он пишет, поддерживают в его душе надежду, дают ему силы переносить страдания. Смерть не страшит Желткова. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, «маленького человека», над огромным суетным миром, в котором царят злоба и несправедливость. Именно поэтому, уходя из жизни, герой благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое».
К сожалению, Вера Николаевна слишком поздно понимает и принимает высокое чувство этого человека. После его самоубийства душевное напряжение Веры достигает предела, а разрешается оно в романтической сцене прощания с усопшим. В ней все необычно, таинственно: обитый черным бархатом гроб, мерцание свечей, предсмертная записка Желткова. И именно здесь героиня понимает, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Человек, так самоотверженно любивший ее, уходит из жизни, уходит с великой любовью в сердце. Но остается в этом жестоком мире символ великого, непобежденного чувства — гранатовый браслет.
Замечательный рассказ Куприна служит подтверждением тех нравственных и духовных качеств, которые автор видел в реальной жизни людей, «одержимых» высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать все, ничего не требуя взамен. Писатель воспевает любовь, противопоставляя се ненависти, вражде, недоверию, равнодушию.