Художественный метод Куприна издавна и по праву определялся как «последовательный или традиционный реализм, наиболее развивающий традиции классической литературы XIXвека». Шедевры его пера «Молох», «Олеся», «Поединок» стали весьма вескими аргументами в научном споре о концепции кризиса реализма на рубеже веков.
Людям — рыбакам, потомкам древних греков, которых Куприн близко узнал, живя в Балаклаве, посвящен цикл очерков «Листригоны» (1907 — 1911). Листригоны — упоминаемый в «Одиссее» сказочный народ исполинов — людоедов. Листригоны Куприна — «милые простые люди, мужественные сердца, наивные первобытные души, крепкие тела, обвеянные соленым морским ветром, мозолистые руки, зоркие глаза, которые столько раз глядели в лицо смерти, в самые ее зрачки».
Куприн любуется своими новыми друзьями с естественными душами («чистое золото души»), окрашивая в романтические тона их трудную жизнь, семейный промысел, товарищескую выручку, их первобытно радостное веселье. Писатель сохраняет подлинные имена этих людей, простых балтийских рыбаков: Юра Паратино, Ваня Андруцаки, Костя Костанди. Так о мужественном и смелом Юре Паратино он скажет, что это «не германский император, не знаменитый бас, не модный писатель, не исполнительница цыганских романсов, но когда я думаю о том, каким весом и уважением окружило его имя на всем побережье Черного моря, — я с удовольствием и гордостью вспоминаю его дружбу ко мне».
Исследованию творчества А. И. Куприна посвящено много работ. О Куприне в свое время писали Ф. Д. Батюшков («Писатель стихийного таланта»), Бунин («А. И. Куприн»), Паустовский К. («О Куприне»), Рощин («О Куприне»).
Среди исследователей творчества А. И. Куприна можно отметить работы Никулина Л. «Куприн (литературный портрет)», «Куприн и Бунин», Крутиковой Л.В. «А.И.Куприн», Кулешова В.И. «Творческий путь А.И.Куприна», Смирновой Л.А. «Куприн», а так же Плоткина Л., Гапановича И.И., Фигурновой О., Фоняковой Н.Н.