Вы находитесь: Главная страница> Бунин Иван> Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)

Сочинение на тему «Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)»

Со стороны отца Бунин происходил из
старинного дворянского рода, к которому принадлежал
поэт-романтик Василий Жуковский,
составивший славу русской поэзии XIX в.
К моменту рождения Ивана Бунина род был обедневшим. Он
родился в Воронеже 10/22 октября 1870 г. Семья — орловские помещики
Алексей Николаевич и Людмила Александровна.
Через четыре года (в 1874 г.) семья переезжает на хутор Бутырки
Елецкого района Орловской губернии. Иван Бунин был вторым сыном,
старшим был Юлий, младшим — Евгений. И отец, и мать заботились
о воспитании и образовании своих детей. Первым учителем для Ивана
был студент Московского университета.
Стихи начал сочинять уже в раннем детстве (1877-1878 гг.), что
явно свидетельствует о том, что у будущего писателя был врожденный
художественный дар.
В1881 г. Бунина отправляют в Елец, где он учится в гимназии, но
после свободных домашних уроков, даваемых в непринужденной
форме, обязательность программы и строгая дисциплина не привили
юному Бунину любви к гимназическому обучению.
В 1886 г., окончив 5 классов, Иван уходит из гимназии и уже не
возвращается. Причина- неуспеваемость. Понятно, что при плохой
успеваемости ребенок, одаренный от природы писательским талантом,
должен был много читать. Чтение было для Бунина лучшим учителем
жизни, благодаря чему у него развивался тонкий художественный
вкус. В это время происходит формирование личности. До конца своих
дней Бунин сохранил независимый характер, ироническое отношение
к людям, нетерпимость к любому проявлению пошлости как в жизни,
так и в искусстве. Наряду со светским дети в семье получали и религиозное
воспитание, выражающееся в формировании тонкой
душевной и духовной организации личности. Аристократизм был
у Бунина на генетическом уровне, передаваемом по наследству. Бунин
оставил гимназию, но закончил гимназический курс под руководством
старшего брата Юлия, обладающего большими познаниями
в различных областях.
Художественные опыты были у Бунина с ранних лет, и первые
публикации начали появляться уже в 1887г. в Орле.
Первая любовь. 1889 г. — едет в Харьков к старшему брату, затем
возвращается в Орел. В Орле, в редакции местной газеты, где печатаются
стихи двадцатилетнего поэта, и произошла встреча с Варварой
Пащенко, первой любовью поэта. Родители Варвары Пащенко
не давали согласия на брак, так как не доверяли Бунину. В общем-то,
они не ошиблись. Брак, не освященный церковью, оказался недолгим.
Варвара ушла сама, объяснив свой уход тем, что недостойна его и не
может составить ему счастье. Свою первую любовь он опишет уже
в старости в биографическом романе «Жизнь Арсеньева», где Варвара
будет выведена под именем Гликерии, Лики.
Первая любовь Бунина была требовательной и эгоистичной, он
желал видеть около себя идеальную возлюбленную, но Варя не была
такой. Ссорились и мирились, ссорились и опять мирились… К тому
же бедность, неустроенность быта. Варя ушла от него, написав прощальную
записку: «Уезжаю, Ваня, не поминай меня лихом». Но за
этой лаконичной фразой скрывалась боль от несостоявшейся любви.
Ушла она не просто так, а к конкретному человеку, не такому сложному
и не такому требовательному, как Иван, к сыну елецкого помещика,
будущему актеру Арсению Бибикову.
Начало творческого пути. В 1891 г. вышла первая книга стихов.
Вторая женитьба Бунина на Анне Николаевне Цакни была скоропалительной
и неудачной. Они прожили всего год, у них родился сын,
который умер в возрасте четырех лет.
1900 г. принес Бунину славу настоящего художника, обладающего
удивительной интуицией. Рассказ «Антоновские яблоки» был признан
шедевром новейшей прозы. Уже в этом рассказе намечено
то новое, что составило особенность бунинской прозы.
Он очень глубоко чувствовал обреченность старой жизни и, будучи
аристократом по рождению и по духу, отчаянно переживал ее
тихое увядание. Эти переживания позволили ему из самой глубины
своего существа извлечь слова, сюжеты, чтобы передать ее аромат,
как, например, в рассказе «Антоновские яблоки».
В этом же году он в первый раз выехал за границу. Бунин самостоятельно
выучил английский язык и переводил Байрона, Лонгфелло.
В1903 г. за сборник стихов «Листопад», за перевод поэмы Лонгфелло
«Песнь о Гайавате» Бунин был удостоен Пушкинской премии.
1906 г. — женитьба на Вере Николаевне Муромцевой, брак их был
освящен церковью в 1922 г. Эта женщина жила с Буниным всю жизнь,
была ему верной женой и настоящим другом в самых немыслимых
ситуациях.
1907г. — вместе с женой Бунин путешествует по Египту, Сирии,
Палестине.
1909 г. — Бунину присуждают вторую Пушкинскую премию и избирают
почетным академиком. Он уже признанный мэтр литературы,
начинающие писатели боятся его трезвой и резкой оценки.
Он сближается с Горьким, покровительствует ему, но в 1917 г.
происходит разрыв отношений.
«Деревня». 1910 г. — Первая большая вещь. Об этом произведении
в критике разразились бурные споры. Страшная картина дрему-
чести деревенской жизни, нарисованная Буниным в повести, поневоле
вызывает вопрос: «Есть ли кто лютее нашего народа?» Автор
пишет о зверином, темном начале в человеке, которое русский
человек не может, а скорее всего не хочет обуздать в себе. Бунин не
исследует причины такой дикой жизни, он жестоко, правдиво, без
прикрас показывает жизнь такой, какая она есть. Кажется, так
писали и раньше, в литературе критического реализма XIX в. Но
нет, отличие большое. Писатели XIX в. критиковали общественное
устройство, их произведения имели социальную направленность.
Бунин же открывает новый взгляд на мир, на человека вне социальных
условий (несчастны все: и народ, и интеллигенция). У Бунина,
как и у Чехова, работает деталь.
Опять путешествие — во Францию, Алжир, в Египет, на Цейлон
до весны 1911 г.
1912 г. — повесть «Суходол», повествующая о жизни в деревне.
Бунин был прекрасным знатоком деревенской жизни, со всеми ее буднями
и праздниками.
1915г. -рассказ-притча «Господин из Сан-Франциско».
В этом же году было издано полное собрание сочинений.
Революцию 1917 г. Бунин встретил в Москве. С самого начала
писатель не принимает революцию, так как видит в ней угрозу не только
культуре, но и духовной жизни России.
Особенности рассказов. Еще до революции Бунин понимал,
и это отражено в его произведениях, что в русской жизни надломилось
что-то главное. Жизнь дала трещину, и в эту трещину уходит
то, что давало ей глубинный смысл, делало ее светлой и радостной,
а на смену ей идет торжествующая пошлость. Долгое чтение прозы
1905-1915 гг. вызывает ощущение безысходности, бессмысленности
русской жизни как среди крестьян, так и среди интеллигенции.
Например, рассказ «Чаша жизни», в котором повествуется
о судьбе четырех людей. Жизнь бессмысленная, лишенная здорового
и светлого начала, проходит перед глазами читателя. Когда-то в молодости
в красавицу Саню Диесперову были влюблены трое: семинаристы
Иорданский, Горизонтов и Селихов, ставший впоследствии
ростовщиком. Двое, Иорданский и Селихов, ненавидят друг друга
много лет из-за того, что любили одну и ту же девушку, но сама ненависть
бессмысленна. Саня, выбравшая Селихова, раскаялась, и теперь она
любит отца Кира. Но ее тайная любовь не нужна ему. Умирает Селихов,
умирает Саня (Александра Васильевна). Отец Кир безнадежно
болен. Зато Горизонтов жив-здоров, но на что похожа его жизнь? Он
одержим культом здоровья: купается до первого льда, ест за десятерых,
ежедневно совершает прогулки… и завещает свой скелет
Московскому университету, для изучения секретов долголетия и здоровья.
Отец Кир догадался о бессмысленности этой жизни, но
что он может сделать? Что он может изменить?
Отношение к революции. Ненавидя революцию, большевиков,
Бунин вынужден был терпеть новые порядки, ожидая отплытия за
границу. Свои впечатления он записывает в дневник, получивший
при публикации название «Окаянные дни».
Как человек, хорошо знающий законы жизни, Бунин предполагал,
что революция неизбежна, он знал, что будет бунт, но даже в страшном
сне не мог вообразить, что нравственность, как мера всех поступков,
будет до такой степени подорвана, а зверство, как стихийная сила,
вырвавшись из тайников русской души, затмит разум масс, превратит
их в обезумевшую толпу.
«Звери, нелюди, изверги» — такими прозвищами Бунин наделяет
громил и вождей. В дневниковых записях фигурируют фамилии
известных поэтов и писателей, но в таких нелицеприятных характеристиках,
что трудно отождествлять их с данными личностями. Как
человек, высоко ценивший духовные и эстетические ценности, Бунин
не может понять кровавую слепоту погромщиков, разрушающих
все на своем пути. «…Я плакал слезами какого-то лютого горя и
какого-то болезненного восторга, оставив за собой и Россию, и всю
свою прежнюю жизнь…, вырвавшись из этого разливанного моря
страшных, несчастных, потерявших всякий образ человеческий, буйно
и с какой-то надрывной страстью орущих дикарей…»
Эмиграция. 26 января 1920 г. — отплытие в Константинополь.
Март 1920 г. в Париже. С 1922 г. Бунин живет в Грассе, близ Ниццы.
Бунин тяжело жил в эмиграции, конечно, он тосковал по России,
но ненависть к большевикам была сильнее тоски по родине, и о возвращении
не было речи. Жил бедно, скудно, почти без денег.
1927-1933 гг. — работа над «Жизнью Арсеньева», единственным
романом биографического содержания. Когда он писал пятую книгу
романа, он уносился мыслью к своей первой любви, к своей молодости
и вспоминал, что он чувствовал и что говорил.
Галина Кузнецова, последняя любовь стареющего Бунина и его
муза, жила в это время вместе с ним и с его женой в Грассе и вела
дневник, частично увидевший свет еще при ее жизни. Есть в этих
опубликованных записях и упоминание о «Жизни Арсеньева», о той
самой пятой книге, которую он писал тогда, когда она была рядом.
«Он так погружен сейчас в восстановление своей юности, что глаза
его не видят нас и он часто отвечает на вопрос одним только
механическим внешним существом. Он сидит по 12 часов в день за
своим столом и если не все время пишет, то все время живет где-то
там…» Там — это в Ельце, Орле, Полтаве, там, где разворачивалось
действие его романа с Пащенко.
1933 г. — Бунин был удостоен Нобелевской премии «За правдивый
артистический талант, с которым он воссоздал в художественной
прозе типичный русский характер».
1934г. — В «Петрополисе», берлинском издании, было издано
И томов собрания сочинений.
1940 г. — пытается бежать из Франции.
1943 г. — был издан сборник «Темные аллеи» в Нью-Йорке.
Цикл «Темные аллеи» — это рассказы о любви, написанные стареющим
Буниным по воспоминаниям молодости. Это удивительная
книга, она содержит большое разнообразие женских типов. В рассказах
любовь разная: от зарождающейся, едва уловимой, до любви
страстной, безумной. Но в каждом рассказе любовь — это вспышка,
луч, который освещает потом всю жизнь. Бунин не дает любви длиться
долго, она мгновенна. Лучшим рассказом в цикле «Темные аллеи»
писатель считал рассказ «Чистый понедельник».
Героиня рассказа- загадочная молодая красивая женщина, странная
и непонятная герою-рассказчику. Она позволяет ему любить себя,
но почему не может полюбить сама, — герою не понятно. Она соглашается
бывать с ним в ресторанах, на спектаклях, в театре, в гостях,
словом, старается быть его возлюбленной.
Бунин рисует красивую, идеальную пару для любви: оба богаты,
равны во всех отношениях. Наконец, героиня решается на близость,
но после ночи, проведенной с возлюбленным, она уходит в… монастырь.
Вот здесь и раскрывается тайна женщины, ее загадка. Героиня
долго и мучительно стояла перед выбором земной любви и небесной.
Она выбрала чистую любовь к Богу. И ушла от своего возлюбленного
в Чистый понедельник, первый день Великого Поста. Через несколько
лет состоялась встреча, вернее, иллюзия встречи. Герой увидел в храме
проходящих мимо него монашек. И фигура одной монашки показалась
ему знакомой. Фраза Бунина, передающая эту почти встречу
глазами, удивительно многозначительна. И правда, это удивительный
рассказ, как считал писатель, лучший.
У Бунина была возможность в конце 1940 г. вернуться в Россию,
но он отказался, хотя жизнь его не была радостной, деньги от Нобелевской
премии быстро исчезли. Бунин никогда не страдал скупостью,
был щедрым человеком.
В 1950 г. выходит «Книга воспоминаний».
1953 г. — 8 ноября Бунин умирает, он похоронен на русском кладбище
под Парижем, на Сен-Женевьев-де-Буа.