Александр Иванович Куприн в своих лучших творениях утверждал гуманистическую веру в человека, воспевал любовь и высокие романтические порывы человеческой души, славил жизнь и красоту.
В повести «Олеся», написанной в 1898 году, Куприну удалось создать романтизированный образ женщины и идеальной ее любви. Героиня повести Олеся является одним из наиболее лирически возвышенных женских образов в ранней прозе Куприна. Олеся — крестьянская девушка из глухого Полесья — выступает у Куприна как образ глубоко народный, автор считал, что буржуазная цивилизация портит человека, коверкает его душу, а подлинные нравственные ценности человечества хранятся в социальных низах, в народе. Куприн щедро одаряет свою героиню качествами, отражающими лучшие моральные свойства и черты простого человека, воплощающие величие, гордость и красоту человеческую. Яркая и оригинальная красота полесской «колдуньи» сочетается с врожденным умом, благородством.
Красота Олеси не столько в ее внешней, физической очаровательности, сколько в красоте ее человеческой души, в нравственной чистоте всего ее девичьего облика, в гордой независимости характера, в доброте, нежности, искренности. Она свободна и непосредственна в любви, в поступках, в каждом слове и движении: «У Олеси даже в манере есть, была какая-то врожденная порядочность». Цельная, самобытная, великодушная, свободная натура взращена только вольной природой. Олесю в раннем возрасте вместе с бабкой выгнали из деревни, так как люди называли ее бабушку колдуньей, ведьмой. И с малых лет Олеся жила в лесу. Она умеет гадать, узнавать смерть, заговаривать раны, лечить, она также может нагонять страх. Она говорит: «Это у меня от судьбы… это в нашей крови так». Олеся влюбляется всей душой и сердцем в Ивана Тимофеевича. Она любит его чистой, искренней любовью, она готова все для него сделать. Чтобы доставить своему возлюбленному радость, «колдунья» решается пойти в церковь. Но там ее жестоко избивают бабы. Куприн решительно осуждает самосуд, который люди вершат быстро и бездумно, превращаясь в бессмысленную толпу. Люди, творящие самосуд, по мнению автора, темная, бессмысленная толпа, лишенная нравственных чувств. Олеся любит Ивана нежной, великодушной, самоотверженной любовью. Когда он предлагает ей выйти за него замуж, она отказывается. «Ты молодой, свободный… Неужели у меня хватило бы духу связать тебя по рукам и ногам на всю жизнь?» — говорит она Ивану. Олеся не хочет быть ему в тягость, не хочет, чтобы у любимого были из- за нее проблемы: «Я и читать не умею, и куда ступить не знаю. Ты одного стыда из-за меня не оберешься». Вскоре Олеся уезжает. Она не остается с Иваном Тимофеевичем, так как говорит, что им вместе быть не судьба. Она покидает родные места, лес, избу. Она вынуждена скрываться от жестокости людей. Но Олеся уезжает без обиды и злости к людям, прощая им их непонимание и гнев.
В произведении «Гранатовый браслет», взволновавшем меня, автор рассказал нам о настоящей любви. В нем Куприн изображает хрупкость и незащищенность высоких человеческих чувств. Г.С. Желтков — один из служащих в казенном учреждении. Он уже восемь лет влюблен в Веру Николаевну Шеину, но его чувства безответны. Желтков еще до замужества Веры писал ей любовные письма. Но никто не знал, кто их посылает, так как Желтков подписывался инициалами «П. П. Ж.». Предполагали, что это ненормальный, сумасшедший, безумец, «маниак». Но это был молодой человек, который по-настоящему любил. Любовь Желткова была бескорыстной, самоотверженной, не ждущей награды, «любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость». Вот именно такой и была любовь Желткова к Вере. В своей жизни он любил только ее и больше никого. Вера для него была единственной радостью в жизни, единственным утешением, «единой мыслью». И так как его любовь не имела будущего, она была безнадежной, он покончил жизнь самоубийством.
В таких произведениях, как «Олеся» и «Гранатовый браслет», автор пишет о любви чистой, всепоглощающей, большой, искренней, свободной от пошлости и корысти, делающей человека прекрасным, сильным и гордым. Идеалом для писателя была любовь, верная до смерти. Это чувство выделено как стимул расцвета личности.