1. Творческий путь писателя.
2. Воспоминания о старой любви.
3. Значение любви в произведении.
Родившись в 1870 году в семье обедневшего дворянина, И. А. Бунин с детства занимался живописью, мечтая стать великим художником. Однако судьба распорядилась совершенно иначе: талантливый мальчик стал замечательным поэтом и прозаиком, тонко чувствующим настроения окружающего мира. В последствии Твардовский напишет о нем: «Бунин — по времени последний из классиков русской литературы, чей опыт мы не имеем права забывать, если не хотим сознательно идти на снижение требовательности к мастерству, на культивирование серости, безъязыкости и безличности нашей прозы и поэзии».
Активная литературная деятельность Ивана Алексеевича началась в 1887 году, когда он опубликовал свое первое стихотворение. Обратив на себя серьезное внимание литературной общественности, как поэт, Бунин стал делать свои первые шаги в прозе. Только через семь лет, с момента появления в печати его первого поэтического произведения, в популярном журнале «Русское богатство» был опубликован его первый рассказ. Еще спустя два года, в 1897 году читатели смогла познакомиться и с первым сборником бунинских рассказов. Здесь о молодом писателе заговорили в полный голос, причем даже критики были к нему вполне благосклонны. В 1903 году за сборник стихов «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате» писатель получил от Академии наук Пушкинскую премию, а спустя шесть лет он сам стал ее почетным членом.
Иван Алексеевич сочувствовал угнетенному населению России. Ему было больно видеть незавидную участь крестьян. Возможно, поэтому в 1910 году появилось еще одно известное произведение писателя — повесть «Деревня». В ней Бунин вполне достоверно и правдиво описывал жизнь крестьянской деревни. Иван Алексеевич не смог принять революцию 1917 года и через три года эмигрировал за границу. В 1922 году он опубликовал свое стихотворение «У птицы есть гнездо…», которое свидетельствует о тоске писателя по своей родине, ностальгии по России. О его упаднических настроениях говорил и тот факт, что таких творческих подъемов, как на родной стороне, у него больше не было. Писатель умер в Париже в 1953 году. Действие рассказа происходит в частной, располагавшейся при станции горнице, где любой путник мог отдохнуть или переночевать, выпить чаю или отобедать. В один из осенних ненастных дней к станции подъехал грязный тарантас, в котором сидел «стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым, стоячим воротником, еще чернобровый. Но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами; подбородок у него был пробрит и вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в пору его царствования; взгляд был тоже вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый». Когда лошади остановились, старик молодцевато взбежал на крыльцо избы и зашел в горницу, где было тепло, сухо и опрятно.
Новый гость быстро сбросил на лавку шинель, снял перчатки и картуз. Так он выглядел еще более моложаво, хотя на висках у него курчавились седые с начесами на висках волосы. Красивое удлиненное лицо приезжего с темными глазами выглядело усталым. В горнице было пусто, поэтому он, выглянув в сенцы, позвал хозяйку. Тотчас в комнату сразу же вошла «темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще не по возрасту красивая женщина, похожая на пожилую цыганку с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой». Она спросила у гостя, что тот желает, покушать или самовар. Приезжий, мельком взглянув на женщину, стал задавать вопросы об устройстве местного быта, в том числе и о хозяйке столько опрятного и чистого заведения. Женщина ответила, что сама является хозяйкой, живет без мужа, но не вдова. Затем неожиданно она назвала нежданного гостя по имени отчеству Николаем Алексеевичем. Только тогда мужчина внимательнее посмотрел на собеседницу, покраснел и назвал хозяйку Надеждой. По подсчетам оказалось, что эти люди не виделись уже более тридцати лет, а когда-то между ними были сильные обжигающие чувства. Николай Алексеевич возбужденно заходил по комнате, его интересовало все: и как жила эта женщина, и как сделалась хозяйкой этой избы.
Надежда скупо поведала ему о том, что господа дали ей вольную, замужем не была, не могла этого сделать, поскольку когда-то сильно любила Николая Алексеевича. Она не хотела более вспоминать свою жизнь. Услышав о так и не погасшей любви женщины, старик даже покраснел до слез и пробормотал, что все проходит — молодость, любовь, остается лишь пошлая обыкновенная история. Для него то мимолетное любовное приключение было не более чем развлечение, которое быстро забылось. Для Надежды же он на всю жизнь так и остался самым любимым и единственным. Только из-за этого она не смогла построить свою семью, родить детей. Хозяйка не согласна со своим постаревшим возлюбленным: «Сколько ни проходило времени, все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, в вот… Поздно теперь укорять… Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас Николенькой звала, а вы меня — помните как? И все стихи мне изволили читать про всякие “темные аллеи”». Женщина даже хотела наложить на себя руки от несчастной любви, из-за предательства любимого человека. Для нее со временем эти темные аллеи вобрали в себя все то темное и неприятное, что случилось в ее жизни.
Старик вспомнил, как она тогда была хороша, однако все забывается. Он осознал, какую боль принес этой женщине. Он и не надеялся на ее прощение. Надежда и не могла простить Николая Алексеевича, хотя у нее не было никого дороже как в ту пору, так и потом. Приезжий приказал подавать лошадей, однако напоследок рассказал Надежде, что никогда он не был счастлив в жизни. Жена, которую он любил без памяти, ему изменила и бросила. Обожаемый сын, на которого возлагались огромные надежды, вырос «негодяем, мотом, наглецом, без сердца, без чести, без совести». Старик вдруг с грустью заметил, что именно в ней он, наверное, потерял самое дорогое, что имел в жиз — “ ни. Надежда подошла и поцеловала у него руку, он поцеловал у нее. Уже в дороге путешественник все вспоминал о былой привлекательности своей знакомой. Именно она подарила ему лучшие мгновения в этой жизни. Однако уже скоро он со стыдом вспоминал, как поцеловал руку у этой простой«, женщины. Хозяйка же горницы еще долго стояла у окна, в последний раз провожая своего возлюбленного. Возможно, она, как и Николай Алексеевич вдруг вспомнила стихи, которые он ей читал много-много лет назад: «Кругом шиповник алый цвел, стояли темных лип аллеи…».
Литературоведы по праву считали Бунина «великим художником, волшебником слова, а также мастером небольших, но емких по своему содержанию, идейной насыщенности гениальных произведений». В своих произведениях он наиболее полно и емко сумел раскрыть тему возвышенной любви. Он был уверен, что любой человек сильно нуждается в истинной, чистой и бескорыстной любви. Даже чувственная любовь, в первую очередь, воспринимается писателем, как источник главной, духовной любви. Только через сердце и душу она способна насытить жизнь самыми лучшими и запоминающимися мгновениями. Именно любовь выступает высшим судьей в человеческих отношениях в рассказе Бунина «Темные аллеи». Отказ от этого священного чувства, по мнению автора, не проходит безнаказанно. Жестоко посту-. пив со своей возлюбленной, бросив и забыв ее, .главный герой тем не менее предопределил свою ‘»безрадостную семейную жизнь. Он не смог найти счастья с другой женщиной, обретая разочарование и крушение всяческих надежд на долгую се-
мейную жизнь.
В рассказах Ивана Алексеевича о любви всегда звучит авторское сострадание к любящей женщине, сердце которой на долгие годы остается верным избраннику несмотря на предательство, боль и горести. Он осуждает людей, не прошедших испытания настоящей любовью и даже в какой-то мере презирает их. Именно поэтому ему совершенно не жалко главного героя рассказа «Темные аллеи», который в конце произведения вдруг на мгновение увидел, что «эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать, моих детей». Ведь он сам отказался от своего счастья, от жизни с любящей женщиной, от детей, которые могли бы родиться в счастливом браке.