Вы находитесь: Главная страница> Куприн Александр> Мир человеческих чувств в прозе А.И. Куприна и И.А. Бунина

Сочинение на тему «Мир человеческих чувств в прозе А.И. Куприна и И.А. Бунина»

«Порывом свежего ветра» влились в русскую литературу рассказы Александра Ивановича Куприна о любви: «Гранатовый браслет», «Олеся».
По определению самого Куприна, «Гранатовый браслет» — самая «целомудренная» его вещь. Традиционный сюжет о маленьком чиновнике и женщине светского общества Куприн развернул в поэму о безответной любви, возвышенной, бескорыстной, самозабвенной.
Обладателем душевных богатств, красоты чувства в рассказе выступает бедный человек — чиновник Желтков, семь лет искренне любивший княгиню Веру Николаевну Шеину. «Для него не существовало жизни без тебя», — сказал о Желткове муж княгини — князь Василий. Желтков любил Шеину без малейшей надежды на взаимность. Счастьем для него было уже то, что она читала его письма. Желткову были дороги все мелочи, связанные с ней. Он хранил платок, забытый ею, программку, которую она держала, записку, в которой княгиня запретила писать ей. Он поклонялся этим вещам, как поклоняются верующие святым реликвиям. «Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите». Желтков обожествлял княгиню, дажечумирая: «Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое». В скучной жизни мелкого чиновника, в постоянной борьбе за жизнь, работе за кусок хлеба это внезапно возникнувшее чувство было, по словам самого героя, «… громадное счастье … любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить».
Желткова не способен был понять брат княгини Веры, но ее муж — князь Василий Львович — оценил чувство этого человека, хоть и вынужден был по законам приличия прекратить эту историю. Он предчувствовал трагический конец: «Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают», — признается он Вере.
Княгиня Вера сначала относилась с некоторым презрением к письмам и подаркам Г. С. Ж., затем в ее душе шевельнулась жалость к несчастному влюбленному. После смерти Желткова «…она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее».
В согласие с собой после смерти Желткова Вера пришла только после того, как по просьбе человека, покончившего ради нее с жизнью, прослушала «лучшее произведение Бетховена» — Вторую сонату. Музыка как бы говорила ей от имени души Желткова: «мы с тобой любим друг друга только одно мгновение, но навеки». И Вера чувствует, что в душе бедного человека в час смерти действительно не шевельнулись ни злоба, ни ненависть, ни даже обида к ней, виновнице большого счастья и большой трагедии жизни Желткова, и что умирал он любя и благословляя свою возлюбленную.
Куприн показал в своей повести «Гранатовый браслет» светлые человеческие чувства, противопоставляемые черствости окружающего мира.
Помимо Куприна я хочу рассказать о И. А. Бунине и на примере одного из его замечательных произведений «Господин из Сан- Франциско» доказать, что чувства человека играют одну из наиболее важных ролей. Ведь Иван Алексеевич Бунин — выдающийся русский писатель. О нем можно говорить много и причем не переставая. Язык рассказа Бунина очень образный. С помощью различных художественных средств писатель придает рассказу настроение тревожного ожидания.
Бунин в своем рассказе рисует не определенную человеческую индивидуальность, а устоявшийся социальный тип миллионера, не имеющего ни души,’ ни имени. Писатель показывает впрямую насилие, эксплуатацию, при помощи которых «господин» разбогател. Бунин искусно дает почувствовать, как мертвящий отблеск этого «господина» ложится и на его жену, не отличавшуюся впечатлительностью, и дочь, девицу в возрасте, занятую всецело улавливанием женихов. Мертвым светом освещены и музеи, которые он посещает; «золотыми удавами фонарей» заиграла пристань, к которой причалил «господин»; «пальмы блистали жестью» у гостиницы, в которую он прибыл. В рассказе четко расставлены символы, долженствующие напомнить о неизбежной гибели этого царства наживы и похоти. В рассказе не раз символично подчеркивается: «океан бурно за стеной ходил черными горами». «Господин» умер в читальне отеля, перед роскошным обедом, неожиданно, сразу: «между строк газеты что-то вспыхнуло перед ним стеклянным блеском, шея напружинилась и глаза выпучились, тело поползло с дивана, извиваясь, ботинки каблуками задрали ковер». Как только «господина» хватил удар, хозяин гостиницы стал наглеть и не церемониться. Тело он не разрешил положить в номере, чтобы не отбить клиентов. «Господин стал вещью». Хозяину вдруг стали совсем не интересны те пустяки, что могли теперь оставить в его кассе приехавшие из Сан-Франциско. Но смысл рассказа все же в том, что в
борьбе с капиталом, который проводит свою опустошительную работу в душе человека, делает миллионы людей рабами, гонит их на смерть. Ведь рассказ «Господин из Сан-Франциско» и был попыткой поднять свою писательскую значимость, громко сказать о бесчеловечности и беззакониях тех, кто правит миром, о том, что эти властелины обречены, лишены будущего. В рассказе «Господин из Сан-Франциско» безупречны и литературная форма и приемы раскрытия основной идеи.