Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь…
Ф. И. Тютчев
Иван Алексеевич Бунин… Он прожил сложную, полную испытаний жизнь, которая вся до последних дней была отдана скитаниям и творчеству.
Несмотря на то что он покинул Россию, писатель был неотделим от страны, давшей ему жизнь. Как личность, как творец Бунин был рожден отечественной культурой. Где бы он ни находился, он продолжал ее святые традиции. И сам чувствовал себя частью той духовной атмосферы, которая была создана и выражена гением Пушкина и Лермонтова, Л. Толстого и Чехова, Бородина и Рахманинова, Поленова и Нестерова. Именно так мы воспринимаем И. А. Бунина. Наиболее, пожалуй, ёмко и кратко влечение к Бунину определил Ю. Бондарев, который увидел в его произведениях соединение «дыхания земли» с «напряженным дыханием мысли», углубление в «душевную тайну» личности. Точно сказано, не правда ли?
Я очень люблю творчество И. А. Бунина, особенно его сборник «Темные аллеи». Из этого цикла наиболее привлек меня рассказ с таким же названием. Эпиграфом я взяла строки из стихотворения Ф. И. Тютчева. Это не случайно, ведь в рассказе тема любви, мотив воспоминания перекликается с основной темой поэзии Тютчева. Вспомним:
…нет дня, чтобы душа не ныла,
Не изнывала б о былом…
А знаменитое «Я встретил вас, и все былое…»!
Память дает радость свидания с тем, что дорого человеку. Память сохраняет очарование былого. Вот как сам Бунин писал об этом в одном из своих стихотворений: Как, господи, благодарить Тебя за все, что в мире этом Ты дал мне видеть и любить…
Любовь… Она была темой многих произведений И. А. Бунина, Мотив загадочной и необыкновенной любви мы встречаем и в его рассказе «Темные аллеи».
Сюжет, на первый взгляд, очень прост. Через тридцать лет Николай Алексеевич, «стройный старик военный», встречает свою «первую любовь» — Надежду. В горницу вошла темноволосая, чернобровая, красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку». Из их разговора мы узнали, что Надежда «все одним жила»: любила она все тридцать лет только Николая Алексеевича («как я вас любила»), не была замужем («при такой красоте») и о прошлом вспоминает, как о самом добром, чистом и красивом, говоря: «Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело». Сколько раз она «хотела руки на себя наложить», но именно любовь останавливала ее это сделать. А для Николая Алексеевича любовь осталась в прошлом, он говорит: «Все проходит… Любовь, молодость». Неожиданно Николай Алексеевич понимает, что «потерял самое дорогое, что имел в жизни». И лишился самых «лучших минут… И не лучших, а истинно волшебных». Он вспоминает, «как она была прекрасна, горяча!»
Но и успокаивается Николай Алексеевич так жб быстро. Да, он восхищается, восхищается красотой Надежды, но в то же время представляет ее лишь «содержательницей постоянной горницы», а не «женой, матерью, хозяйкой своего петербургского дома».
И тем не менее воспоминания об этой любви из его сердца все равно не исчезнут никогда.
Бунин писал, что происхождение «Темных аллей» пошло от стихотворения Н. П. Огарева «Необыкновенная повесть». Но у Огарева все заканчивается печальными строками о свидании молодых людей:
…Осталось для людей закрыто,
Что было там говорено
И сколько было поза ыто…
Бунин же решил показать, какой глубокий след оставляет любовь в человеческой душе. Не случайно я выбрала рассказ «Темные
аллеи». Я убеждена и уверена в том, что были, есть и, я надеюсь, будут люди, преданные, верные своим чувствам, своей любви, как Надежда. «Не могла же ты любить меня весь век!» — «Значит, могла!» — отвечает она.
Бунин воспринимал любовь как часть большого, гармоничного мира, и если любовь была, то она останется и в душе, и в памяти навсегда.
Как и многие произведения Бунина, этот рассказ написан удивительным, неповторимым языком. Он прост, почти скуп, но разве можно рассказать обыденными, не бунинскими словами о том, что написано им с классической силой и четкостью. «Это все так же бесполезно, как поверять сухой алгеброй гармонии Моцарта», — писал К. Паустовский.
Что еще мне показалось удивительным в этом рассказе, так это то, насколько выразительно Бунин сумел передать встречу героев, их переживания, показать все так, что кажется, будто автор нам рассказал историю знакомых или близких ему людей. Он и сам признавался, что ему свойственно небывалое воображение: свободно видел он живыми картины, о которых писал. Поэтому мы так зримо, до мельчайших подробностей представляем облик героев, и не только в момент их встречи. Разве мы не видим необыкновенную красоту Надежды в пору ее молодости («Какой стан, какие глаза!»)?! Память Николая Алексеевича сохранила все это, ведь это особенная память — память о любимом человеке, и «тут не одно воспоминанье, тут жизнь заговорила вновь…»