В литературе вообще, а в русской литературе в особенности, проблема взаимоотношения человека с окружающим его миром занимает существенное место. Личность и среда, индивидуум и общество: об этом размышляли многие русские писатели XIX века. Плоды этих размышлений отразились в устойчивых формулах, например, в известной фразе «среда заела». Заметно обострился интерес к этой теме в конце XIX — начале XX века, в эпоху, переломную для России. В духе гуманистических традиций, унаследованных от прошлого, рассматривают этот вопрос такие писатели-реалисты, как И. Бунин, А. Куприн, В. Короленко, используя при этом все художественные средства, которые стали достижением рубежа веков.
Проблема человека и окружающего его мира может быть рассмотрена на примере произведений А. Куприна. Творчество этого писателя было долгое время в тени, его заслоняли яркие представители современной ему прозы. Сегодня произведения А. Куприна вызывают большой интерес. Они привлекают читателя своей простотой, человечностью, демократичностью в самом благородном смысле этого слова. Мир героев А. Куприна пестр и многолюден. Он сам прожил яркую, наполненную многообразными впечатлениями жизнь. Был и военным, и конторщиком, и землемером, и актером бродячей цирковой труппы. Куприн много раз говорил, что не понимает писателей, которые не находят в природе и людях ничего интереснее себя. Писателю очень интересны человеческие судьбы, при этом герои его произведений чаще всего не удачливые, преуспевающие, довольные собой и жизнью люди, а, скорее, наоборот. Но Куприн относится к своим внешне неказистым и невезучим героям с той теплотой человечности, которая всегда отличала русских писателей.
В персонажах рассказов «Белый пудель», «Тапер», «Гамбринус», а также многих других угадываются черты «маленького человека», однако писатель не просто^воспроизводит этот тип, но заново переосмысливает его. Вспомним известный рассказ Куприна «Гранатовый браслет». Это печальная и трагическая история жизни «маленького человека», которого возвысила и погубила любовь. В рассказе утверждается право «маленького человека» на счастье. Возникает и мотив его нравственного превосходства над людьми, столь жестоко оскорбившими его, не сумевшими понять силу чувства, которое составляло весь смысл его жизни. Во многом сродни Желткову и другой куприпс-кий герой — герой повести «Поединок» поручик Ромашов.
Повесть «Поединок» была воспринята современниками в первую очередь как произведение, социально направленное, в нем разглядели — одни с интересом, другие с возмущением — антиармейскую тему. Современников поразило то, как правдиво и беспощадно показал писатель деградацию офицерства, быт и нравы армейских служак. Однако сегодня в произведении обращает на себя внимание преимущественно его нравственная проблематика. Само название «Поединок» многозначно: это и дуэль в финале повести, и столкновение поручика Ромашова с огрубляющим душу укладом офицерской жизни, и внутренний поединок Ромашова с самим собою.
В отличие от Желткова, который обрисован пунктирно, главный герой «Поединка» раскрыт психологически подробно и убедительно. О том, кто же таком поручик Ромашов, можно спорить. Образ этот неоднозначен. В нем угадываются черты «маленького человека»: он неказист внешне, порой даже смешон. В начале повести он живет мечтой, но сама мечта его в чем-то убога: он видит себя «ученым офицером генерального штаба, подающим громадные надежды», блес тящим военным, удачно подавляющим бунт рабочих, шпионом в Германии, героем, увлекающим за собой целое войско. Однако жизнь вносит свои коррективы в его мечты: оплошность во время смотра сделала их несбыточными, но она же сыграла огромную и благотворную роль. Происходит нравственное очищение героя страданием, его внутренним прозрением. Он становится способным сострадать ближнему, ощущать чужое горе, как свое. Встретив несчастного, забитого солдата Хлебникова, он обращается к нему с библейскими словами: «Брат мой».
В Ромашове отчетливо проступают черты «лишнего человека». Его нравственное чувство приходит в противоречие с окружающей его жизнью. Особенно ярко это проявляется в сфере личных чувств, в его любви к Шурочке Николаевой. Любовь Ромашова, чистая и трогательная, сталкивает его с жестокостью и бесчеловечностью всего мира. Образ Шурочки Николаевой, женщины, которая равнодушно обрекает на смерть любящего ее человека ради карьеры мужа, можно назвать в чем-то открытием А. Куприна, в чем-то его пророчеством.
Ромашов соглашается на поединок, исход которого для него почти ясен, не только из-за способности к любви-преклонению, любви самоотверженной и жертвенной, как и у Желткова, но и от сознания собственной ненужности, от безысходности, от сознания несбыточности, мелочности и суетности мечты. Повесть заканчивается гибелью главного героя, гибелью, близкой к самоубийству.
Но в авторском взгляде на жизнь нет безысходности: сама возможность высоты человеческого духа, прозрения, нравственного очищения оставляет в душе читателя чувство просветленности. Психологическая достоверность образа Ромашова, всей картины русской жизни начала века делают произведение созвучным современному читателю.
Возвращаясь к поставленному в начале сочинения вопросу («человек и окружающий его мир»), отметим, что в русской прозе начала века представлен широкий спектр ответов на него. Мы рассмотрели лишь один из вариантов трагического столкновения личности с миром, прозрения и гибели. Но эта гибель не бессмысленна, а содержит в себе элемент очищения и высокого предназначения.