1. Призвание быть поэтом.
2. Особенности стиля Бунина.
3. Анализ стихотворения.
4. «Листопад — одно из лучших стихотворений поэта.
И. А. Бунин родился в Воронеже в обедневшей дворянской семье, однако все свое детство провел на хуторе в Орловской губернии. Возможно, именно здесь мальчик научился понимать и чувствовать природу, замечать ее малейшие настроения, порывы, что не преминуло отразиться в его дальнейшем литературном творчестве. Иван Алексеевич всю свою жизнь стремился не отходить от традиций русской классической литературы, считая себя сначала поэтом, а уже во вторую очередь прозаиком. Это в полной мере оправдывается, несмотря на огромный вклад Бунина в российскую литературу в качестве прозаика. Современники воспринимали Ивана Алексеевича также в большей степени поэтом.
А. А. Блок, ревностный ценитель бунинской поэзии писал, что «его право на одно из главных мест среди современной русской поэзии» неоспоримо. Множество поэтических произведений Ивана Алексеевича посвящено природе, воплощающей, по его мнению, в себе гармонию и покой, к которым должен стремиться каждый человек. Хорошего расположения духа и ощущения радости бытия можно достичь только одним способом — стать безыскусным и естественным, как сама природа, слиться с ней, прочувствовать ее, радоваться и печалиться вместе с ней:
И чибисы плачут — от света, простора,
От счастия — плакать, смеясь.
Произведения Бунина в первую очередь характеризует строгость и четкость поэтической мысли, что делает ее еще более ценной и привлекательной для взыскательного читателя. Поэт сознательно отказывается от размытых метафор, нечетких определений, полутонов. Здесь только четкие, яркие краски, обусловленные исключительно земным конкретным восприятием действительности. Стихотворение становится похожим на четкий фотографический снимок, где заметны даже самые мельчайшие элементы:
Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
Одна за другой встают перед глазами читателя картинки живой природы. И вот уже кажется, что это не стихотворение, а родное воспоминание о тех местах, где когда-то уже побывал. Автор уверен, что через природу человек может найти в себе силы, чтобы вновь возродиться к жизни, заполнить свою душевную пустоту чем-то по-настоящему важным.
В своих произведениях Бунин часто одушевляет природу, приписывая ей вполне человеческие черты. Так, и в стихотворении «Листопад» главным действующим лицом становится Осень.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Здесь Осень выступает в качестве мудрого существа, которое пережило не один спад и подъем в своей жизни, не одно приключение или волнение души, а потому знает и понимает куда больше, нежели смертный человек:
Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой —
Предвестник долгого ненастья.
Осени, как и человеку, трудно осознавать, что она
несет долгий сон, а может и смерть для живой природы. Ей жутко от этой мысли. Все ее внимание направлено на предстоящий холодный сон, поэтому она не замечает ни яркий осенний наряд, ни последние теплые лучи яркого солнца. Каждое новое утро приближает этот момент, и вся природа замирает в ожидании неминуемого:
Теперь уж тишина другая:
Прислушайся — она растет,
А с нею, бледностью пугая,
И месяц медленно встает…
Лес, белым светом залитой,
Своей застывшей красотой
Как будто смерть себе пророчит.
Несмотря на красочность и даже сказочность картин природы, у читателя создается довольно унылое настроение. Происходит своеобразный пир во время чумы, когда «расписной», «лиловый», «золотой», «багряный» лес натягивает все свои лучшие наряды, предчувствуя свою смерть, пытается насладиться «последними мгновениями счастья». Контрастность ослепительно ярких цветов и светлого ледяного оцепененья еще более усиливает печальное чувство. Бунин талантливо передает краски нарядного осеннего леса:
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает…
Листва янтарный отблеск льет;
В лесу царит осеннее запустение, которое еще более подчеркивают малочисленные обитатели леса:
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа…
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая —
И снова все кругом замрет…
Сова и та молчит: сидит
Да тупо из ветвей глядит… ,
Тяжелую, давящую атмосферу еще более сгущает замечание автора, о том, что это особенная последняя ночь:
Но Осень затаит глубоко
Все, что она пережила
В немую ночь, и одиноко
Запрется в тереме своем.
С этого момента лес остается без своей хозяйки, предоставленным самому себе. Главная героиня делает свой выбор и покидает свой некогда яркий и гостеприимный дом:
Давно уж птицы улетели;
Туда и осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.
Далее лес сравнивается автором с теремом, который остался без присмотра, а потому обречен на увядание и разрушение под воздействием непогоды.
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
Отныне ничто не может нарушить мрачное без-молвье, кроме изредка доносящихся издалека звуков охоты. Лес постепенно меняет все свои краски: теперь здесь преобладает морозное серебро, через строй голых деревьев просматривается и «синева долин», и «ширь пустынного болота». Осень, уставшая от ожидания, умывшая свое бледное лицо, уходит все дальше и дальше на юг. Совсем скоро в лесу появится другой хозяин:
И скоро мягкою порошей
Засеребрится мертвый край.
Разгул ярких осенних красок уходит в небытие, однако лес вдруг приобретает совершенно другое качество. Смерть вновь меняется жизнью. Природа как бы обретает другую радостную жизнь, освещаемую полярным сиянием:
Как будут рады соболя,
И горностаи, и куницы,
Резвясь и греясь на бегу
В сугробах мягких на лугу.
Бунин доказывает читателю, что в природе все циклично, одно время года меняет другое, а на каждое увядание приходится новое рождение. В своем логическом завершении смерть неминуемо символизирует появление новой жизни. Более того, поэт считает, что подобные периоды спада и расцвета характерны и для каждого человека, занимающегося творческой деятельностью.
Многие литературоведы считают стихотворение Бунина «Листопад» эталоном высокой пейзажной лирики. Здесь мастерски подобраны такие слова и эпитеты, которые до гениальности просто и точно раскрывают процессы, происходящие в живой природе. Создается впечатление, что не просто абстрактное существо бродит по лесу, а живая реальная женщина-ведунья прощается со своими владениями, скорбит о заканчивающейся жизни. Более того, сам читатель начинает ощущать себя действующим лицом всего происходящего. И он так же, как и осень может спрятаться в расписном тереме от дождя и одиночества. Еще одной важной чертой лирики Бунина является ее близость к фольклору и напевность. Возможно, поэтому стихи поэта вот уже на протяжении многих лет затрагивают души новых и новых поколений читателей.