Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного. Вдали
Я вижу ночь: пески среди молчанья
И звездный свет над сумраком земли.И. Бунин
Иван Алексеевич Бунин — выдающийся русский литератор, прославившийся как писатель-прозаик. Но начинал он свою литературную деятельность с поэзии и вошел в плеяду поэтов Серебряного века:
Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Трибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
Первое стихотворение Бунина было напечатано, когда ему было лишь семнадцать лет, через четыре года вышел первый сборник стихов, но известность пришла к нему через десять лет, после выхода сборника «Листопад» в 1901 году, отмеченного Пушкинской премией Академии наук.
Поэзия Бунина своеобразна, стилистически сдержанна, чеканна, гармонична. Поэт чужд поисков нового. Его поэзия традиционна, он последователь русской классики. Бунин — тонкий лирик, прекрасный знаток русского языка. Его стихи своеобразны. Это скорее рифмованная, определенным образом организованная проза, чем стихи в их классическом виде. Но именно своей новизной и свежестью привлекают они читателей:
И цветы, и шмели, и травы, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет — Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»И забуду я все — вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав —
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
Бунин резко отрицательно отнесся к символизму, вся его поэтика, по существу, была упорной борьбой с символизмом. Причем поэта не смущало, что в этой борьбе он оказался один, без союзников. Стремился вырвать из своего творчества все, что могло быть общего с этим течением в искусстве. Бунин особенно отвергал «неправду» символизма. Для символистов действительность была покрывалом, маской, скрывающей иную, более подлинную реальность, разоблачение которой совершается путем преображения действительности в творческом акте. Пейзаж — пробный камень в изображении действительности. Именно тут Бунин особенно упорствует против символистов. Для них природа — сырой материал, который они подвергают переработке. Бунин же хочет быть созерцателем совершенного творения:
Ночь побледнела, и месяц садится
За реку красным серпом.
Сонный туман на лугах серебрится,
Черный камыш отсырел и дымится,
Ветер шумит камышом.
Бунинский пейзаж правдив, тонок и прекрасен, как ни одному символисту и не грезилось. В стихах Бунина мы не видим личности автора. Из своей поэзии он исключает главную составляющую лиризма — «я». Это основная причина того, что Бунина упрекали в холодности. Но это не холодность, а скорее поэтическое целомудрие.
Бунин оставался верен своему антисимволизму, он никак не мог поверить, что форма способна служить не только вместилищем мысли, но и выражать саму мысль. Форма стихов Бунина, конечно, безукоризненна, но нельзя не отметить, что поэт сознательно лишил ее многих существенных возможностей. Связав свою форму, он отчасти связал себя.