Начало XX века представило российской литературе галерею новых
писателей, продолжавших лучшие традиции литературы XIX века.
Иван Бунин вступил на свой творческий путь еще в 1895 году, но
основной этап его творчества пришелся на первую половину XX века.
Цикл рассказов «Темные аллеи» является непревзойденным шедевром
Бунина. Сам писатель считал эту книгу самой совершенной
по мастерству из всех своих работ. «Все рассказы в этой книге о любви,
— писал Бунин. — О самых темных и жестоких ее аллеях». Действительно,
тема любви является ведущей в цикле, но она неразрывна
связана с темами природы, смерти…
В «Темных аллеях» Бунин воспевает любовь во всех ее проявлениях:
когда она остается неузнанной; когда она чуть теплиться, но
не вспыхивает; когда она переходит в страсть. Мысль автора такова,
что настоящая любовь не может длиться долго: она мгновенна, словно
удар грома, словно вспышка, но затем она так же внезапно угасает.
Любовь в произведениях Бунина не терпит длительности. Чтобы она
не иссякла, не сошла на нет, необходимо расставание, расставание
навсегда. Если герои не расстаются по своей воле, вмешивается рок.
Рассказ «В Париже» является одним из ярких примеров, подтверждающих
вышеизложенное. Но список проблем, выдвинутых в произведении,
гораздо длиннее, чем кажется на первых взгляд.
В плане сюжета рассказ построен довольно просто: Николай
и Ольга познакомились в Париже, где он работал по заказу иностранных
издательств, а она была официанткой в русской столовой.
Ольга — «женщина лет тридцати, с черными волосами на прямой
пробор и черными глазами». О чувствах и характере Ольги Бунин
при описании не сообщает почти ничего, но по ее репликам, по тому
первому впечатлению, которое она произвела на Николая («Вежливость
и безразличие, все повадки и движения скромной и достойной
служащей»), можно сделать вывод, что характер этой женщины
несет отпечаток той спокойной, однообразной жизни, не отягощенной
проблемами и заботами, которую ведет Ольга.
Николаю было «не больше сорока лет», но «говорил и держался он
как человек, много испытавший в жизни». Психологический портрет
Николая, написанный Буниным, сразу же дает представление о характере
этого человека: Николай не является скрытным, но речь его «сжата»;
многие знают, что его оставила жена, но он никому не открывает
тайны той раны, которую это событие оставило в его душе. Во всем
облике Николая сквозит одиночество. «Сжатость» речи — признак,
указывающий на то, что Николай не видит в окружающем обществе
людей, способных понять его, разделить его мысли, хотя у него есть
знакомые в предместьях Парижа. Поэтому «светлые глаза его» смотрят
«с сухой грустью», а к порядочности женщин он относится скептически.
Герои сразу же «находят», «узнают» друг друга в этом далеком
от родины мире, где живут люди с совершенно иным самосознанием,
отличающимся от самосознания русского народа, где и Ольга, и Николай
внутренне чувствуют себя чужими, неприкаянными, несмотря
на внешнюю занятость. Их отчужденность по отношению к внешнему
миру наиболее ярко проявляется во время просмотра фильма
в кинотеатре. «Тут ужасно скучно и нечем дышать», — говорит Николай
Ольге, хотя «из зала гремел вместе с рукоплесканиями
отчаянно — радостный хохот». Парижане в восторге, наблюдая, как
«по экрану дурацки бегает на раскинутых ступнях в нелепо огромных
разбитых башмаках и котелке набок какой-то подражатель Чаплина
», а Ольга и Николай в это время ведут разговор о своем
прошлом, в котором нет ни капли комичного. Это сопоставление
серьезного и смешного, глупого и придает трагическое звучание эпизоду.
Встреча героев — та «счастливая встреча», которой ждал и на которую
надеялся Николай. Но судьба, внезапно соединившая их, спустя
некоторое время так же внезапно оборвала счастье этой пары —
Николай умер от апоплексического удара в метро.
На первый взгляд, если не учитывать особенности всех рассказов
цикла «Темные аллеи», финал кажется неожиданным. Но на страницах
произведений Бунина многие и многие счастливые герои лишаются
спокойной, настроенной на мажорный лад жизни. Каждый
раз на это имеются новые и новые причины. Ольга и Николай не
явились исключением.
Тема рассказа — жизнь и любовь в эмиграции. Бунин и сам в течение
нескольких десятков лет находился за пределами родины, во
Франции, где ему пришлось пережить унижения и даже нищету, где
и был создан цикл «Темные аллеи».
Идея рассказа заключается в том, что в эмиграции искусственной
становится даже любовь. Вдумываясь в слова Ольги, которая
обращается к Николаю: «Мы не дети, вы, я думаю, отлично знали,
что раз я согласилась ехать в вам… И вообще, зачем нам расставаться?»,
можно решить, что их отношения — вынужденный шаг, мотивированный
лишь стремлением спасти себя от однообразия и одиночества.
За любовь Ольга и Николай ухватились так же, как хватается
за воздух несколько мгновений падающий человек — это не смогло
помочь им. Герои были оторваны от своей родины, от своих корней.
Такая ситуация неминуемо должна была привести к трагическим
последствиям. Во-первых, оба героя занимают не самое благовидное
положение в парижском обществе: Ольга — официантка, а Николая можно
назвать человеком, у которого вообще нет постоянного вида деятельности.
И Бунин символически заставляет своего героя за несколько
месяцев до смерти уговорить Ольгу «взять на свое имя сейф в
Лионском кредите и положить туда все, что им было заработано». Слова
эти были своеобразным преддверием к последовавшей смерти Николая.
Итак, Николай умирает, а Ольга остается одна, лишенная надежд
на счастье и светлое будущее. На первый взгляд, неожиданный
финал рассказа становится вполне понятным и оправданным.
Рассказ с подобной проблематикой появился как следствие собственных
наблюдений Бунина, его жизненного опыта, на основе
которого писатель пришел к выводу о неестественности человеческих
отношений и жизни в обществе, обладающем другими идеалами,
ценностями и сознанием.