1. Правдивый рассказ об увиденном.
2. Прозаическое отражение действительности.
3. Лирические тональности в прозе жизни.
Жизнь! Не так уж она хороша, но и не так плоха, как многим думается.
Г. де Мопассан
Поэтическое творчество И. А. Бунина имеет свои неповторимые особенности, позволяющие выделять его среди других художественных натур. Некоторые исследователи отмечали, что в лирическом наследии поэта немало прозаических черточек. Они словно размыкают повествование, чтобы представить нам правдоподобную картину существующего мира, написанную умелой рукой большого мастера. Такое поэтическое и прозаическое сочетание позволяет автору наиболее полно отразить окружающую действительность. И в данном случае трудно сказать, чего в них больше. Да, наверное, это не совсем главный вопрос. Важно то, что будничные и прозаические вещи приобретают поэтические оттенки. В то же время автор способен о красивых поэтических вещах говорить понятно и выбирает для этого повествовательную тональность.
Рассмотрим одно из автобиографических произведений поэта «Детство». Свои ранние годы И. А. Бунин провел в деревне, которую опоэтизировал, в частности в рассказе «Антоновские яблоки». Этот красивый уголок земли о нашел место в его сердце и закрепился в нем на долгие годы. Так прозаичность повествования начала вторгаться в его поэтические опыты. В них на равных правах сосуществует лирическое эмоциональное наполнение и сюжетная составляющая. Так, в стихотворении «Детство» лирический герой ведет нас за собой в лес, сладостный бор, который близок не только его сердцу, но и духу. Чтобы мы тоже могли перенестись, хоть и мысленно, в такое чудесное место, он выбирает особые краски для его описания. И для этого лирический герой использует не только образы, но и запахи, например смолистый аромат.
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом…
И чтобы мы почувствовали, что такое великолепие существует на самом деле, лирический герой берет инициативу в свои руки и рассказывает об увиденном. Таким образом создается определенный эффект присутствия, характерный не только для лирических, но и прозаических произведений.
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Но в тоже время в такое художественное полотно непременно вторгается и чувственное восприятие действительности. Бор называется палатами, наполненными энергией солнца. Дневное светило приносит с собой не только тепло и радость, но и ослепительный блеск, и яркий свет. Он заманивает нас. И кажется, что песок, по которому идет лирический герой, становится шелковым.
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк…
Он снова рассказывает о своих впечатлениях. Ведь такое великолепие напомнило лирическому герою сказочное детство, возможно, в деревне. Интересно, что в повествовании представлена, можно сказать, история жизни одного человека. В начале стихотворения он вспоминает о том, что было. Для этого используется глагол в прошедшем времени было. Далее он снова напоминает о том, что такое случалось с ним очень давно. Интересно, что магическая красота природы снова возбуждает в нем давние воспоминания. Но в этот раз описание дается в настоящем времени чувствую несмотря на то что лирический герой описывает впечатления, полученные в 10-летнем возрасте. Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет…
Но и этот возраст позволил ему сохранить в своем сердце довольно поэтичную картину. Она долго зрела в его душе и нашла воплощение в красивейших описаниях природы уже взрослого человека. Но иногда кажется, что они все-таки сохранили наивность тех детских впечатлений, поэтому выглядят так правдоподобно и живописно.
А ствол — гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И снова от этой сказочной природы мы возвращаемся к реальности. Лирический герой начинает размышлять о том, что он видит и, возможно, чувствует — зной лета.
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.
И. А. Бунин обладал уникальным талантом — очень чутко чувствовать и понимать красоту родной природы. Но для ее описания он не использовал высоких слое. Он показал нам, что и с помощью прозаического отражения действительности можно донести до своего читателя всю красоту живого окружающего мира.
Но не только биографические стихотворения становятся основой для описания прозы жизни. Для этого автор использует, если можно так сказать, исконно поэтические образы — русское бескрайнее и широкое поле. Подобный образ появляется в стихотворении «Как дымкой даль полей закрыв на полчаса…». Дождик, который был хоть и внезапным, но долгожданным скрывает от лирического героя поле на полчаса. Но после этого перед нами предстает обновленная красками картина. Голубые небеса и освеженные, возможно, зеленые леса. При этом наше воображение непременно рисует желтеющую ниву. Поэтому, складывается впечатление, что поэтичней о простом орошении полей сказать просто нельзя.
Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошел внезапный дождь косыми полосами —
И снова глубоко синеют небеса
Над освеженными лесами.
Но созерцания красоты снова приобретает будничные черты. Лирический герой может почувствовать, то обновление, которое спустилось на землю — влажный блеск. После этого мы снова возвращаемся в поэтический мир, готовый открыть нам все свои красоты. Недаром же пшеница отливается бархатом. Такой прекрасный мир лирический герой не мог не наполнить живыми существами, которые непременно остаются в поле его внимания.
Тепло и влажный блеск.
Запахли медом ржи,
На солнце бархатом пшеницы отливают,
И в зелени ветвей, в березах у межи,
Беспечно иволги болтают.
Болтовня иволги наполняет лес звуками, и он оживает. Природа словно возрождается от зноя и душной погоды. Косые полосы дождя смогли вдохнуть в нее новую жизнь.
Заканчивается стихотворение великолепной поэтической картиной, которую остается только запечатлеть на полотне масляными красками.
И весел звучный лес, и ветер меж берез
Уж веет ласково, а белые березы
Роняют тихий дождь своих алмазных слез
И улыбаются сквозь слезы.
Еще один из прозаических элементов вторгается в поэтическое полотно великого мастера слова. Он обращается в стихотворении «Под вечер» к вечернему пейзажу, насыщенному непрестанным движением. По своей структуре оно весьма отрывочно. Лирический герой начинает о чем-то говорить, но не досказывает своей мысли и ставит многоточие. Создается калейдоскопическая картина, наблюдаемая в вечерний период. Так, например, появляются в ней шмель, зарница и т. д.
Угрюмо шмель гудит, толкаясь по стеклу…
В окно зарница глянула тревожно…
Свою поэтичную картину лирический герой насыщает звуками. Несмотря на то что соловей немного притих, нам все же слышны его трели. Притихший соловей в сирени на валу Выводит трели осторожно.
В этой поэтичной картине хочет сказать свое слово и гром, который в скором времени снова исчезнет. После него небо совсем потухнет и после этого будет готово к ночи, чтобы отразить на себе блеск и мерцание тысячи звезд.
Гром, проворчав в саду, скатился за гумно;
Но воздух меркнет, небо потухает…
Но только тополь остается на своем прежнем месте. И он приветливо хочет протянуть свои лапы-ветки в окно, там, где, возможно, скоро зажгут свет, чтобы избавиться от томящей душу темноты.
А тополь тянется в открытое окно
И ладаном благоухает.
В конце стихотворения мы понимаем, что лирический герой находится в комнате, и у него появляется прекрасный шанс увидеть сквозь окно великолепие природы и прикоснуться к ее сказочной красоте. Так в прозу жизни снова вторгаются душевные лирические тональности. Они способны оторвать человека от грустных реалий жизни и заставить обратиться к природе, приносящей красоту и успокоение.
И. А. Бунин обладал уникальным качеством чувствовать как прозу жизни, так и поэтично воспринимать прекрасное. Эти две особенности он сохранил в своем сердце и перенес в произведения. Несмотря на то что в них преобладает то поэтическое начало (стихотворения), то прозаическое (рассказы), в них постоянно наблюдается определенный синтез. И. А. Бунин умело сохраняет такое пограничное сочетание в своих текстах, позволяя нам выбрать те из них, которые созвучны нашей душе.