Тот факт, что и в творчестве А. П. Чехова, и в творчестве А. И. Куприна есть рассказ под одним и тем же названием, наводит нас на мысль о перспективности их сравнительного анализа. Мы сможем лучше понять особенности творчества обоих писателей, наблюдая различия в рассмотрении близкой темы, характеров персонажей и их бытования.
Рассказ «Тапер» Чехова был впервые напечатан в журнале «Будильник» (1885, № 45). Без изменения «Тапер» вошел в сборник «Первые рассказы» (Спб., 1886), но в Собрание сочинений Чехов его не включил.
Главный герой рассказа — спивающийся тапер, бывший студент консерватории Петр Рублев. Когда-то он подавал надежды, но жизнь его не сложилась: «Ехал в Москву за две тысячи верст, метил в композиторы и пианисты, а попал в таперы…» У него «необыкновенно острые, словно воспаленные глаза», «бледное… испитое и поношенное лицо». Он понимает всю унизительность своего положения: «Тапер, прислуга… официант, умеющий играть!», привык к грубости заказчиков: «У купцов тыкают и на чай дают, и… нисколько не обидно!.. Прежде, действительно, больно было, а теперь — плевать!»
Петра пригласили играть на свадьбе дочери отставного полковника Присвистова с купеческим сыном Ескимосовым. Неожиданно для самого Петра у него завязывается разговор о музыке с одной барышней, которая, как оказывается впоследствии, не подозревала, с кем она разговаривает. Когда барышне объясняют, что ее собеседник тапер («…подплывает толстая пава… и что-то шепчет ей на ухо…»), она «вспыхивает, хватается за щеки и, как ужаленная, отскакивает от рояля…». Некоторое время Рублев пытается держать себя в Руках, «закатывает вальсы, кадрили-монстры да гремучие марши», но вдруг с ним случается истерика, и его выпроваживают из дома. Придя в номер гостиницы, где он живет, Рублев рассказывает об этом «скандале» своему соседу-писа- телю (от его лица ведется повествование), такому же неудачнику, как он сам. Тут Рублева настигает второй приступ.
Этот рассказ не относится к самым знамениты произведениям Чехова, но в нем нашла свое отражение одна из важных проблем чеховского творчества — неожиданный протест человека против окружающей его жизни. Основа сюжета «Тапера» — приступ душевной болезни у главного героя — получила свое развитие в одном из лучших и наиболее известных рассказов Чехова — рассказе 1888 года «Припадок».
Спустя пятнадцать лет после чеховского «Тапера» был опубликован в газете «Одесские новости» (1900, 25 декабря) одноименный рассказ Куприна. Сюжет рассказа основан, как следует из авторского примечания, на реальном факте.
Действие «Тапера» происходит на празднике Рождества в хлебосольном московском доме Рудневых. Хозяин дома Аркадий Николаевич Руднев обычно приглашал на елку оркестр Рябова, но в тот год он опоздал с заказом. С трудом найденный тапер оказывается четырнадцатилетним «бледным, очень худощавым мальчиком в подержанном мундирчике». Одним из гостей Рудневых был Антон Григорьевич Рубинштейн. Аркадий Николаевич обращает его внимание на юного тапера. Рубинштейн заинтересовался игрой Юрия Агазарова (таково имя тапера). Рассказ заканчивается так: «Реалист в поношенном мундире давно уже известен теперь всей России как один из талантливейших композиторов, а необычайный гость с царственным лицом еще раньше успокоился навсегда от своей бурной, мятежной жизни, жизни мученика и триумфатора. Но никогда и никому Агазаров не передавал тех священных слов, которые ему говорил, едучи с ним в санях, в эту морозную рождественскую ночь его великий учитель».
Итак, мы видим, что рассказы-«тезки» совершенно различны по направлению, общему тону. Если у Петра Рублева все позади, то у Юрия Агазарова, напротив, все впереди. Финал чеховского рассказа открыт, но реален лишь один вариант дальнейшей судьбы главного героя: Рублев сопьется окончательно. Рассказ пронизан безысходностью, тоской по утраченным надеждам («…какая из меня дрянь вышла…»). «Тапер» Куприна — рассказ о реализовавшемся таланте, сбывшихся надеждах.
Действие рассказа Чехова происходит на фоне, впечатление от пошлости которого усиливает трагизм судьбы главного героя. Жених Присвистовой — «парвеню и мовежанр, свинья в ермолке и моветон», и свадьба совершается потому, что «папаше с дочкой манже и буар хочется». Сам Присвистов груб; барышня, с которой беседует Петр, не понимает ничего в музыке, но судит о ней с апломбом знатока. Столь же грубы и ограничены гости на свадьбе. Особенно нелепы претензии этих персонажей на аристократизм. Под стать общему настроению рассказа и описание погоды: «На улицах грязища, дождь.
туман…» «Тапер» Куприна начинается с обширной экспозиции, занимающей почти треть текста. Автор представляет лам членов счастливой семьи Рудневых: двенадцатилетнюю Тиночку Рудневу, Лидию Аркадьевну и Татьяну Аркадьевну, Аркадия Николаевича и его жену Ирину Алексеевну. На елке к Юрию относятся совсем не как к «официанту, умеющему играть», все (кроме разве что «противной гордячки» Лидии) сопереживают ему, принимают участие в его судьбе. Рассказ завершается эффектным «happy end».
Рассказ Чехова весьма характерен для его творческой манеры: отсутствие фабулы, открытый финал, лаконичность в описании быта. Чеховский рассказ немного короче, но нельзя сказать, что он уже: в своих ранних рассказах Чехов умел облекать серьезное и глубокое содержание в малые формы. Петр Рублев — типичный чеховский персонаж, тип идеалиста, «точно знающего, что хорошо, ради чего стоит жить, но при этом все глубже тонущего в грязи надоевшего существования». «Тапер» Куприна близок к очерку, и автор всячески подчеркивает это сходство. Авторское примечание: «Рассказ наш относится к 1885 году. Кстати заметим, что основная фабула его покоится на действительном факте, сообщенном автору в Москве М. А. 3-вой, близко знавшей семью, названную в рассказе вымышленной фамилией Рудневых», что придает рассказу особое очарование. В отличие от «Тапера» Чехова, жизнеутверждающий купринский рассказ мы с полным правом можем назвать занимательной новеллой.
Как мы видим, сравнительный анализ всего двух одноименных рассказов Чехова и Куприна дает нам богатый материал для изучения особенностей их творчества.