Надо признать, что купринский идеал несколько идеализирован и романтизирован, но это произошло из-за колоритности его героини Ее душа, наделенная небывалой силой, несет ей и ее избраннику гармонию сосуществования двух столь различных меж собой людей. Выражается это в беззаветной любви девушки к Ивану Тимофеевичу. Для последнего любовь как бы возвращает, утраченную им из-за тех самых общественных условностей, естественность человеческой личности, потому, что в обществе он превратился в целеустремленное, эгоистическое существо, стремящееся заработать, заработать, заработать…как можно больше денег. Олеся — нет. Тут она как бы антипод ему, да? Вот они сошлись…тут ответьте сами себе на вопрос — кто на кого оказал большее влияние? То-то же. Сильней, привлекательней оказалась с человеческой точки зрения сущность Олеси. Только поэтому и ни почему другому Иван Тимофеевич погружается в эту сказку любви, извините за выражение, плюя на общественные условности!. Но жизнь распорядилось этой любовью по-своему: получилось так, что избранник нашей героини по бездушному эгоизму приносит девушке страдания. Бездушный эгоизм заключается в победе общественных условностей над счастливым будущем! Над чувством! И еще была причина, в которой выразилась победа общественных условностей. Вспомните чем закончился для девушки поход в церковь, напомню: оскорблением, побоями, позором и окончательным изгнанием из родных мест. Она попыталась изменить себе, своей индивидуальности, красоте и естественности — отсюда трагедия расставания. И теперь я смело могу утверждать, что Куприн показал нам торжество общественных условностей над простым человеческим стремлением быть счастливым. Общественные условности — это всё, чем разочаровывала мыслящих людей цивилизация того времени. Примеры из текста таковы — служба Ивана Тимофеевича, невежество крестьян и от того предубеждения, перерастающие в преступные действия, среди таких серьезных неурядиц вредность урядника почти незаметна. Со стороны мы видим трагический исход любви, существующей в современном автору мире.
К слову скажу, что тема любви — основная тема в творчестве Куприна, а это направление было приоритетным в творчестве писателя.
Описание природы в повести играет роль фона того состояния, в котором находятся главные герои, вспоминаем: вначале момент одиночества героя — унылый зимний пейзаж, потом — бурная весна, совпадающая с зарождением чувства к Олесе, и наконец — сказочно летняя ночь в минуты счастья влюбленных… На этом моменте я остановлюсь подробнее — здесь Куприн добивался такого эффекта, при котором у читателя появляется ощущение, что сама Природа охраняет и покровительствует влюбленным. Разве не так? Месяц «таинственно расцвечивает лес», березы одеваются «серебристыми покрывалами», мох ложится «плюшевым ковром».
Финалу же идеально подходит жестокая гроза с градом. Идея, кстати, не новая. Помним, да? («Гроза» Островского)