Стихотворение «Последний шмель» относится к раннему периоду творчества И. А. Бунина. Из названия стихотворения мы понимаем, что в центре данного лирического произведения — образ шмеля. Мир насекомых — самый многочисленный мир на земле. Бесцветный и одновременно красочный, любопытный сам по себе, он даёт ассоциации с миром человеческой жизни. Чаще всего мир насекомых в поэзии — это знак хрупкой красоты. Стихотворение «Последний шмель» не исключение.
Слово «последний» является одним из любимых в творчестве Бунина, оно часто встречается в заглавиях его произведений. Это объясняется интересом писателя к теме осени и смерти. Слово «последний», дважды упомянутое в анализируемом нами стихотворении, актуализирует определённые оттенки его значений: при чтении возникает ощущение утраты чего-то дорогого, единственного. Смерть и осень — два ключевых образа стихотворения, название которого связано с грустью, печалью. Конец лета, скорая гибель шмеля, последние дни счастья…
Стихотворение состоит из трёх строф, или трёх частей, и имеет кольцевую композицию, благодаря которой приобретает смысловую и художественную завершённость. Кольцевая структура создана автором благодаря введению в начало и концовку произведения центрального образа шмеля. Этим достигается логическая завершенность и стройность стихотворения.
Первая строфа содержит элементы звукописи и цветописи. Большое количество шипящих и свистящих согласных создаёт своеобразный звукоподражательный эффект, кажется, будто где-то рядом жужжит шмель. Бунин мастерски вводит в ткань стихотворения яркие эпитеты: «чёрный», «бархатный», «золотой», которые придают образу шмеля некоторую царственность и величие. Первая строка: «чёрный, бархатный шмель, золотое оплечье», мгновенно делает стихотворение по-особому торжественным. Однако тут же возникает и другое чувство, так как чёрный цвет имеет и иное значение: он символизирует смерть.
Следующая строка разрушает праздничность первой, подготавливая тему осени, увядания, грусти:
Чёрный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жильё человечье
И как будто тоскуешь со мной?
Читая первую строфу, мы понимаем, что перед нами звучит необычный диалог: лирический герой как бы ведет со шмелём разговор, его слова являются поэтическим обращением к маленькому насекомому. Сравнительный оборот «как будто» придаёт его речи оттенок неуверенности. Лирический герой словно пытается отогнать от себя чувство одиночества и тоски, нахлынувшее на него при виде последнего шмеля, «заунывно гудящего певучей струной».
Иллюзия единения человека и природы создаётся на уровне пространства. Шмель залетает в «жильё человечье», но не способен понять, что скоро его ожидает неминуемая смерть. Обречённость шмеля и одиночество лирического героя объединяет их. Однако читатель замечает отличие мира природы от мира человека. Бунин противопоставляет многокрасочный мир шмеля бесцветной цивилизации.
Тема смерти и её ожидания получает своё развитие во второй строфе. Короткие, обрывочные части сложносочинённого предложения создают ощущение дробности времени. Глаголы «полетай», «погуди» имеют значение совершения действия непродолжительное время, ведь расцвет природы — быстротечное, уходящее явление. Во второй строфе отношения «человек-природа» становятся более отчужденными, так как взгляд лирического героя обращен не только на шмеля, но и на окружающее его пространство:
За окном свет и зной, подоконники ярки, Безмятежны и жарки последние дни…
В третьей строфе человек и природа отделены друг от друга стеной непонимания. Лирический герой рисует перед шмелём картину нерадостного настоящего и будущего.
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
Вторая и третья строки завершающей строфы стихотворения вновь оголяют его ведущие темы, темы осени и смерти. В конце они звучат наиболее жёстко и бескомпромиссно.
Обозначив важные моменты в структуре стихотворения «Последний шмель», мы можем выделить ещё один художественный образ — это образ времени. На протяжении всего стихотворения ощущается его постоянное присутствие. Лирический герой понимает свою зависимость от него. Беззащитность человека и окружающего его мира перед лицом быстротекущего времени является одной из основных идей стихотворения.
Можно выделить ещё одну особенность данного лирического произведения: рисуя единичное, Бунин создаёт обобщённые картины космического миропорядка. Неслучайно ведущим принципом его художественного мира является высокая ценность отдельного, индивидуального.
Не менее важная особенность творчества Бунина-поэта — удивительная яркость и разнообразие языка его стихотворений. На примере стихотворения «Последний шмель» можно легко доказать это. Стихотворение написано четырёхстопным анапестом с мужской и женской рифмой и смежной рифмовкой. Автор виртуозно использует художественные тропы и синтаксические фигуры, создавая неподражаемый образ шмеля. Стихотворение изобилует эпитетами: «ветер угрюмый», «золотой сухой шмель», «золотое оплечье» и др. Особую эмоциональность стиху придаёт легкое вкрапление метафор, например, шмель, «гудящий певучей струной». Лирический герой предлагает ему «уснуть» «на подушечке красной», и таким образом говорит о смерти, но не напрямую, а метафорически. Благодаря инверсии поэтом создаётся иллюзия простого размышления, беседы.
Читая стихотворение, мы ощущаем некоторую связь бунинской поэтики с поэзией А. Фета. Слово — то слово, которое передаёт и запах, и форму, и цвет, — зачастую подчинено у Фета звуковой, музыкальной волне, растворено в ней, оно как бы зыбкое, мерцающее. В бунинских же стихах слово всегда несёт точный смысл, оно более весомо, материально. Незамысловатые предложения, отсутствие иностранных слов, лаконичность и конкретность словоупотребления делают стихотворение «Последний шмель» легким для прочтения и восприятия. Лексика в структуре стихотворения играет большую роль, скупо, но мощно, рельефно рисуя и чисто внешний мир, и мир эмоций.
Одновременно прозрачность языка позволяет читателю обратить внимание, прежде всего, на образную систему стихотворения, в центре которого — взаимоотношения человека и шмеля, равнозначные взаимоотношениям мира людей и мира природы. Рассуждения лирического героя о законах, действующих во Вселенной, на примере одинокого шмеля, придают стихотворению философский характер.