Творчество И. А. Бунина давно воспринимается как некий мост между русской классикой и современной литературой. Его поэзия гуманна и элегична, как стихи А. А. Фета и А. К. Толстого, она близка к ним по форме, но в ней есть явные черты XX века. Та лаконичность и острота, даже жёсткость определений, какими отличаются стихи поэта, всецело принадлежат двадцатому столетию.
Прочитаем стихотворение И. А. Бунина «Вечер», написанное, по-видимому, по впечатлениям от орловской или воронежской земли, куда поэт не раз удалялся для работы на целое лето.
Стихотворение композиционно и тематически можно разделить на пять частей. Основу составляют философские размышления лирического героя о том, что такое счастье для человека. Они чередуются с описанием окружающего мира, которое является наглядным примером высказанных героем мыслей. Первая часть стихотворения — начальные строки:
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду.
Поэт мгновенно задаёт общую тональность произведению. Сочетание грусти со светлым настроением придает сонету некоторую задумчивость и лиричность. Буквально в самом начале стихотворения раскрывается его главная идея — «счастье всюду». Лирический герой верно замечает, что счастливые моменты жизни человек только вспоминает, часто он не живёт настоящим, не видит гармонии и света, царящего в мире. Мысли об этом заставляют героя перевести свой взгляд на природу, окружающую его:
…Может быть, оно —
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним…
Лирический герой спокоен, расслаблен. Его мысли плавно перетекают от одной к другой. Многоточие показывает интонационную паузу, которую нужно делать, читая стихотворение. Главная причина постановки такого знака препинания (он встречается в сонете дважды) — указание на плавный, замедленный переход от описательной части к размышлениям лирического героя:
Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Последняя фраза — это третья часть сонета, в которой раскрыта следующая, немаловажная идея произведения. Лирический герой говорит нам о том, как ограниченно восприятие человеком окружающего мира. Постижение счастья дано только «знающим».
Из третьей строфы мы узнаём, чем занят лирический герой. Оказывается, он сидит за книгами:
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
Поразительно, но кульминационным моментом произведения является последняя строка, которую мы обозначим пятой частью стихотворения. Они служат важным шагом к раскрытию внутреннего мира лирического героя. Всё содержание произведения сконцентрировано в одной, в художественном смысле, незамысловатой строчке:
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
Последняя смысловая часть стихотворения разделена поэтом на два предложения. В первом из них интересен ряд однородных сказуемых. Лирический герой отождествляет понятия «видеть», «слышать» и «быть счастливым». Он всей душой стремится к полному и глубокому восприятию яркой палитры красок, звуков, образов окружающего мира. Вернее, человек чувствует свою близость к этому. Последнее предложение ставит точку в размышлениях лирического героя. Удивительно кратко, лаконично поэт заканчивает стихотворение. Оглянувшись вокруг и вслушавшись в музыку мира, человек ощутил гармоничное единение с природной стихией, её близость и красоту. И от этого его душа наполнилась счастливым спокойствием и внутренним светом.