Вы находитесь: Главная страница> Бунин Иван> «Что это значит... любить?» (По рассказу И. А. Бунина «Митина любовь»)

Сочинение на тему ««Что это значит… любить?» (По рассказу И. А. Бунина «Митина любовь»)»

Московский студент Митя, главный герой рассказа И. А. Бу¬нина «Митина любовь», влюблен в Катю, очаровательную де¬вушку, мечтающую стать актрисой. Она как будто тоже любит Митю, утверждает, что он для нее «все-таки лучше всех, един¬ственный». Вместе с тем отношения влюбленных находятся на грани разрыва. Мите ненавистна атмосфера пошлости, ложной многозначительности, окружающая его подругу в мире артис¬тической «богемы», неприятны позерство, покровительствен¬ный тон и самодовольный вид директора актерской студии, где занимается Катя. Юноше стыдно за Катю, когда она на студий¬ном экзамене «с деланной, неумеренной наивностью» деклами¬рует стихи «о какой-то будто бы ангельски невинной девушке» (Катя читает Блока). Он чувствует враждебность к подруге и боль от сознания того, что она ему «уже не принадлежит».
Его ревность и тревога не беспочвенны. Девушка все больше отдаляется от него, их свидания становятся все короче, и в них проникают какие-то ложь и фальшь. Митя решает на время уехать, поскольку он «совершенно замучил себя и Катю», и от¬правляется в деревню к матери. Там от ждет от любимой извес¬тий и однажды получает страшное письмо: «…Забудьте, забудь¬те все, что было… я недостойна вас, но я безумно люблю искусство… я уезжаю — вы знаете с кем…» Получив письмо, Митя весь день ходил по саду, не замечая ни ливня, ни ледяной сырости, и «страшно плакал», а ночью «отодвинул ящик ночного столика, поймал холодный и тяжелый ком револьвера… раскрыл рот и с силой, с наслаждением выстрелил».
Тема бунинского рассказа — несчастная любовь, одна из самых традиционных тем в поэзии и художественной прозе. Традиционен и описанный в романе тип героини, недостой¬ной вызванного ею чувства, — вспомним, например, образ лег¬комысленной и самовлюбленной Ольги Лариной в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Но если романтический Лен¬ский слеп в своем чувстве и не желает знать, сколь мало реаль¬ная Ольга походит на созданный в его воображении идеал, то Бу¬нин описывает значительно более сложную ситуацию. Митя ясно видит несовершенство любимой — ее манерность, дурной вкус, страсть к пошлым высказываниям и к театральным жес¬там. Его раздражает, когда Катя, «с деланной обольстительнос¬тью» заглядывая ему в глаза, «задумчиво, медлительно» декла¬мирует:
Меж нами дремлющая тайна,
Душа душе дала кольцо…
Героя больно задевают и постоянные Катины шутки насчет его «мальчишеской неловкости» — в этом он видит признак «ка- кой-то тайной порочной опытности» девушки, а представляя себе Катю с другим мужчиной, юноша испытывает к ней «ост¬рую ненависть». Однако ясное понимание лживости и нрав¬ственной нечистоты возлюбленной не умаляет Митиной люб¬ви, его благоговейного восторга перед «Катей, созданной его желанием». В деревне, вдали от нее, это чувство все больше ста¬новится похожим на наваждение, «как будто он пьян от какой- то тяжелой болезни». Образ Кати — «не существующий, а толь¬ко желанный» — заполняет собой все, что окружает Митю: «…Сад был еще низок и гол, прозрачен, — только зеленели по¬ляны, все испещренные мелкими бирюзовыми цветочками, да опушился акатник вдоль аллей и бледно белел, мелко цвел один вишенник в лощине… Еще пусто, серо было в поле… еще колчеваты и фиолетовы были высохшие полевые дороги… И все это… была Катя».
Каким образом в душе влюбленного сосуществуют востор¬женные поэтические переживания, связанные с девушкой, и знание о том, какова она в действительности? Как-то раз Катя воскликнула: «…За что ты любишь меня, если… все так дурно во мне! и чего ты… хочешь от меня?» Но герой не может отве¬тить на эти вопросы даже самому себе. Может быть, права Катя, обвинив его в том, что он любит только ее «тело, а не душу»? Может быть, любовь — это главным образом стихия древнего и могущественного инстинкта, не зависящего от доводов рас¬судка?
Эти предположения подвергаются в рассказе Бунина «экс¬периментальной проверке». В деревне Митя знакомится с доче¬рью лесничего Аленкой. «Бабенка ядовитая, молоденькая, муж на шахтах…» — говорит о ней герою староста, взявшийся доста¬вить «удовольствие» барину. В Аленке есть что-то неуловимо общее с Катей: «Все в ней, от небольшой головки… до малень¬ких босых ног, женских и вместе с тем детских, было так хоро¬шо, так пленительно, что Митя… внутренно ахнул». Разговари¬вая с Аленкой, он не может оторвать от нее глаз, при встрече с молодой женщиной у него бьется сердце. Ожидая заветного сви¬дания с дочкой лесничего в шалаше, он испытывает страх, нетерпение, предчувствие счастья. В этот день все его чувства обостряются, Мите кажется, что он никогда еще не встречал «та¬кой силы и такого разнообразия запахов, как теперь. Все пахло — кусты акации, листья сирени, листья смородины, лопухи, чер¬нобыльник, цветы, трава, земля…»
Но «эксперимент» заканчивается неудачей. Деревенский «роман» не исцелил Митю, «любовь», купленная за пять целко¬вых, поражает Митю «разочарованием». К тому же эта Аленка не только продажна, но и пропитана ядом пошлости, столь не¬навистной герою. Любовное свидание завершается ее словами: «Вы, говорят, в Субботино ездили. Там поп дешево поросят про¬дает. Правда ай нет? Вы не слыхали?»
В рассказе сцена в шалаше предваряет эпизод в саду, когда Митя, лежа на том же месте, где он недавно был с Аленкой, за¬хлебывается от рыданий, перечитывая прощальное письмо от Кати. Композиционно сблизив образы Аленки и Кати, автор показывает, что обе героини представляют собой одно явление (пошлость и продажность), только под разными личинами. Цена Аленки — пять целковых, цена Кати — заграничная поездка, воз¬можность блистать на сцене. В ночь самоубийства Митя видит во сне женщину, похожую одновременно на обеих героинь. Жен¬щина бесстыдна и преступна — ожидая прихода любовника, она прячет своего ребенка в ящик комода. Затем появляется развяз¬ный «господин в смокинге, с бескровным бритым лицом». Во сне мысли о «близости кого-то с кем-то» вызывают у Мити ужас и омерзение. Очнувшись, он думает о «том прекраснейшем весен¬нем мире, который еще так недавно был подобен раю» и вернуть который невозможно.
В рассказе Бунина много пейзажных описаний, посред¬ством которых автор передает психологическое состояние влюбленного героя и стремится выразить саму идею любви. Однако вопрос, который Митя задает себе после одного из кон¬фликтов с Катей: «Что это значит вообще — любить?» остает¬ся в рассказе неразрешенным. Вероятно, на него не существу¬ет рационального ответа.