1. Портрет и характер царя Соломона.
2. Изображение Суламифи при первой встрече с царем.
3. Самоотверженная любовь Суламифи к Соломону
4. Любовь побеждает смерть.
5. Художественное своеобразие и смысл произведения.
Тысячи раз может любить человек, но только один раз он любит.
А. И. Куприн
Действие повести А. И. Куприна происходит в далекой античной эпохе, еще до нашей эры. В то время Израильско-Иудейским царством правил мудрый царь Соломон. Но из произведения Куприна выясняется, что великий правитель был не только справедлив и умен. Он еще обладал необыкновенной красотой и неземным обаятнием. Вот как описывает его писатель: «Бледно было его лицо, губы — точно яркая алая лента; волнистые волосы черны иссиня, и в них — украшение мудрости — блестела седина, подобно серебряным нитям горных ручьев, падающих с высоты темных скал Аэрмона; седина сверкала и в его черной бороде, завитой, по обычаю царей ассирийских, правильными мелкими рядами.
Глаза же у царя были темны, как самый темный агат, как небо в безлунную летнюю ночь, а ресницы, разверзавшиеся стрелами вверх и вниз, походили на черные лучи вокруг черных звезд. И не было человека во вселенной, который мог бы выдержать взгляд Соломона, не потупив своих глаз… Одно имя царя Соломона, произнесенное вслух, волновало сердце женщин, как аромат пролитого мирра, напоминающий о ночах любви». Поэтому неудивительно то, что у правителя Израильско-Иудейского царства было семьсот жен, триста наложниц и других женщин. Благодаря особой, сверхъестественной страсти царя Соломона его сила для любви была неиссякаема. Но до определенного момента великий правитель не знал, что настоящая любовь придет к нему не в царском замке и не в заморской стране, а в винограднике. Свою будущую возлюбленную царь Соломон сначала услышал по звукам ее поющего голоса, а потом и сама девушка показалась ему во всей своей красе. Но произошло это не сразу. Ветер помог Соломону разглядеть фигуру Суламифь и очароваться ее природной стройностью, нетронутой красотой и доверчивой юностью. «…И царь на мгновенье… видит всю ее под одеждой, как нагую, высокую и стройную, в сильном расцвете тринадцати лет; видит ее маленькие, круглые, крепкие груди и возвышения сосцов, от которых материя лучами расходится врозь, и круглый, как чаша, девический живот, и глубокую линию, которая разделяет ее ноги снизу доверху и там расходится надвое, к выпуклым бедрам». И лицо незнакомой девушки было обворожительным: «…Невыразимо прекрасно ее смуглое и яркое лицо. Тяжелые, густые темно-рыжие волосы, в которые она воткнула два цветка алого мака, упругими бесчисленными кудрями покрывают ее плечи и разбегаются по спине и пламенеют, пронзенные лучами солнца, как золотой пурпур. Самодельное ожерелье из каких-то красных сухих ягод трогательно и невинно обвивает в два раза ее темную, высокую, тонкую шею». А. И. Куприн показывает читателю красоту молодого женского тела, словно распустившегося бутона розы. Речи Суламифи милы и невинны, но под сильным обаянием и вспыхнувшей любовью царя Соломона в юной девушке просыпается настоящая страсть и пылкое чувство: «Губы ее рдеют над блестящими зубами, веки дрожат от мучительного желания…». Любовь — новое чувство для тринадцатилетней Суламифи, поэтому в первую встречу, она боится нахлынувшей на нее любви и не сразу говорит о том, где она живет. Хотя с первого же дня душой девушка осознает, что именно Соломон — ее избранник, ее долгожданный милый и возлюбленный.
Сначала в Суламифи борются два чувства: девичья робость и ожидание счастья, любовь к Соломону. Последнее побеждает, и девушка бежит по ночной дороге, ища возлюбленного и подвергая себя опасности. Утром в винограднике она отдается царю и теперь уже навсегда остается с Соломоном. Любовь Суламифи относительно щедра, смела, но в то же время скромна и жертвенна. Ведь царь хочет сделать свою прекрасную возлюбленную царицей, но сама она говорит, что добровольно «хочет быть только рабою Соломона». Жертвенность любви Суламифи ясно видна в последней, роковой главе повести, где юная возлюбленная, предчувствуя что-то недоброе, идет навстречу смерти и принимает удар меча Элиава на себя. Этим она спасает Соломона. И уже находясь при смерти, Суламифь кротко улыбается и благодарит царя за то счастье, которое он ей успел подарить: «за твою любовь, за твою красоту, за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источнику».
Всего лишь семь счастливых дней и ночей провели вместе Суламифь и Соломон, но зато, каких дней! Человек может жизнь прожить, так не познав полного счастья такой любви, которую испытали Соломон и Суламифь. Израильско-Иудейский царь бесконечно восхищался своей возлюбленной и благодарил девушку из виноградника за то, что она дала познать ему, казалось бы, уже искушенному любовнику, истинное чувство, которое бывает, раз в тысячу лет. Сам Соломон говорил своей любимой: «Ты царица, Суламифь. Ты родилась настоящей царицей. Ты смела и щедра в любви. Семьсот жен у меня и триста наложниц, а девиц я знал без числа, но ты единственная моя, кроткая моя, прекраснейшая из женщин. Я нашел тебя подобно тому, как водолаз в Персидском заливе наполняет множество корзин пустыми раковинами и малоценными жемчужинами, прежде чем достанет с морского дна перл, достойный царской короны… Тьмы-тем людей думают, что они любят, но только двум из них посылает бог любовь. И когда ты отдалась мне там, между кипарисами, под кровлей из кедров, на ложе из зелени, я от души благодарил бога, столь милостивого ко мне». В конце концов, Суламифь погибает от жгучей стрелы ревности жестокой царицы Астис, одной из жен Соломона. Но любовь царя и девушки из виноградника бессмертна. Результатом ее стала «Песнь песней», написанная царем Соломоном, вдохновленным «опаленной солнцем» возлюбленной. Повесть А. И. Куприна «Суламифь» изобилует живописными описаниями тела человека, природы, интерьера царского замка, богатств Соломона. Изящны и описания любовных переживаний героев произведения. Александр Иванович еще раз хотел напомнить современникам (и потомкам) о том, что на свете существует настоящая, искренняя, всеобъемлющая любовь. Любовь, которая так сильна, что способна победить ревность и смерть. Она остается 8 памяти людской на многие столетия. Ведь не зря А. И. Куприн сказал: «Любовь же бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, — царица, потому что любовь — прекрасна!»