Любовь описывали многие писатели, почти все. И каждое такое
произведение показывало личное мировоззрение писателя, утверждало
его жизненные идеалы и подчеркивало своеобразие и неповторимость
видения любви каждого. Так получилось и с В. Г. Короленко,
А. И. Куприным и И. А. Буниным — виднейшими русскими писателями,
утвердившими каждый свой взгляд на любовь.
Из этих трех писателей, на мой взгляд, у Александра Ивановича
Куприна любовь показана наиболее красивой и благородной. Мы
знаем ее по таким повестям, как «Олеся» и «Гранатовый браслет».
В «Гранатовом браслете» дар высокой любви представляется
«громадным счастьем», единственным смыслом существования, «поэзией
жизни» Желткова.
Одухотворенный бедный чиновник Желтков выделяется среди
остальных действующих лиц силой и тонкостью своих переживаний.
Нравственно Желтков поднят писателем на более высокую ступень, чем
окружавшее его общество, хотя лица, представляющие это общество,
— люди неплохие, не лишенные чуткости, ума и совести.
Любовь в произведениях Куприна предстает как естественная,
великая власть над человеком. И проявляется в естественной полноте
человеческих чувств как прекрасное и красивое явление, без уродливости,
унижений и пошлости. Все это в наиболее яркой форме
воплотилось в повести «Олеся».
Вольная дочь полесских лесов Олеся полюбила барина, городского
жителя, Ивана Тимофеевича. И оба преодолели прежде всего социальную
преграду, стоявшую между ними, ведь они принадлежат к
разным слоям общества, да и уровень развития у них не одинаков.
Но по сравнению с Олесей любовь рассказчика несколько эгоистична,
поэтому любовь Олеси показана как нечто особенное. Любовь Олеси,
действительно, своеобразна.
В характере девушки слились гордость и самоотверженность,
властность, непокорство и безотчетная преданность любимому. Несмотря
на, казалось бы, дикую лесную жизнь, Олеся — утонченная
натура с нежной душой. Эти противоречия создали чудесный романтичный
образ Олеси, «цельной самобытной, свободной натуры». Любовь
такой натуры честна, наивна, простодушно-трогательна и бескорыстна.
В повести «Слепой музыкант» В.Г Короленко расширяет рамки
обычной любви. Здесь изображена и материнская любовь — нежная,
всепрощающая мать тонко чувствует страдания своего слепого ребенка,
старается защитить его от большого, «бурно-деятельного» мира, где не
будет места ее сыну.
Здесь изображена и любовь Максима к своему питомцу, где
дядя хочет воспитать из слепого мальчика сильного и волевогочело-
века, умеющего постоять за себя. Поэтому Максим строг и подчас
жесток со своим воспитанником. Но ему удается добиться своего.
И все-таки не слабая любовь матери, не скупая любовь Максима,
а, в первую очередь, привязанность его сверстницы Эвелины пробуждает
в душе героя ответную любовь и делает его счастливым.
Девушка преодолела неприязнь к слепому, боязнь общения с ним,
переборола в себе чувство жалости и сострадания к слепому юноше.
Эвелина поставила себя выше чувства унизительной жалости, и в душе
ее родилось чувство привязанности, со временем переросшее в любовь.
Чистая, ничем не оскверненная любовь Эвелины совершенно бескорыстна,
ведь вся ее жизнь отныне будет безраздельно принадлежать Петру.
В произведениях В. Г. Короленко и А. И. Куприна мы восхищаемся
красотой отношений героев, преданностью, нежностью и бескорыстием
их любви.
В описании такой любви мы не встретим ни грубости, ни
низменности побуждений, ни животных страстей — ничего некрасивого
или уродливого, — ничего такого, что мы встречаем в творчестве
И. А. Бунина. Взяв наугад несколько рассказов Бунина, мы не найдём
разделенной любви. В лучшем случае — как в рассказе «Темные аллеи» —
не нашедшая взаимности любовь Надежды, ее одинокое, совершенно
не заслуженное ею существование.
В рассказе «Легкое дыхание» происходит убийство гимназистки,
о которой написано: «Никто не танцевал так на балах, как Оля
Мещерская, никто не бегал так на коньках, как она, ни за кем не
ухаживали столько, сколько за ней». Сцена ее гибели противоречит
красивому описанию девушки: «…Казачий офицер, некрасивый
и плебейского вида, не имевший ничего общего с тем кругом, к которому
принадлежала Оля Мещерская, застрелил ее на платформе
вокзала…» Если здесь и есть любовь, то она некрасива, непоэтична.
Впрочем, возможно, И. Бунин считал, что с прикосновением к чему-
нибудь низкому любовь меркнет и обречена не гибель.
Так, вероятно, произошло с героями повести «Митина любовь».
«Любовь» погибла, так как Митя и Катя не любили друг друга, но
только убеждали себя в этом душещипательными разговорами, взглядами
и поцелуями. Стоило им ненадолго расстаться, как каждый
из них кинулся в новые «любовные» приключения. В их чувстве
не было нравственного стержня искренней любви, поэтому они его
и не ценили, не берегли, а разменяли на кратковременные связи.
Любовь хрупка, в прикосновении с дурным, грубым, циничным
она перестает быть высоким нравственным чувством, разрушается
и гибнет. Такой, мне кажется, представлял себе любовь И. Бунин.
Но отличие его от других писателей, по моему мнению, состоит в том,
что Бунин описывал подчас нелицеприятные моменты, о которых не
писал Короленко. Этого же избегал и Куприн, хотя и он признавал:
«В любви — в прямом, грубом ее смысле — всегда есть ужасные стороны,
составляющие мучение и стыд для нервных, художественных натур».
Но, в отличие от Бунина, Куприн наполняет такие строки оптимизмом,
видит в этом лучшее, а не худшее: «Олеся умела избегать этого
с такой наивной целомудренностью, что ни разу ни одно дурное сравнение,
ни один циничный момент не оскорбили нашей связи».
Может быть, поэтому мне ближе всего понимание и изображение
любви в творчестве Куприна, для которого это чувство всегда нежное,
внимательное, чистое и бескорыстное.