Вы находитесь: Главная страница> Бунин Иван> Тема любви в творчестве И.А. Бунина 3

Сочинение на тему «Тема любви в творчестве И.А. Бунина 3»

И. А. Бунин (1870 — 1953) — русский писатель, чье творчество высоко было оценено современниками и продолжает волновать души новых и новых почитателей его таланта.
Бунин много писал о любви, ее трагедиях и редких мгновениях настоящего счастья. Эти произведения отмечены необыкновенной поэтизацией человеческого чувства, в них раскрылось чудесное дарование писателя, его способность проникать в интимные глубины сердца с их неизведанными и непознанными законами. Для Бунина в истинной любви есть нечто общее с вечной красотой природы, поэтому прекрасно только такое чувство любви, которое естественно, не ложно, не выдумано. Для него любовь и существование без нее — две враждебные жизни, и, если погибает любовь, то та, другая жизнь уже не нужна.
Возвышающая любовь. Бунин не скрывает, что она приносит не только радость, счастье, но и очень часто таит в себе муки, горе, разочарование, смерть. Вот почему писатель соединил в своем творчестве самое прекрасное и самое страшное — любовь и смерть. В одном из писем он сам объяснял именно этот мотив в своем творчестве и не просто объяснял, а убедительно доказывал: «Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, — а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой, — я был близок к самоубийству».
Рассказ «Чистый понедельник» Бунин считал «лучшим из всего
того, что он написал». Тема, кажется, вечная — любовь, ставшая для героя путем восхождения через страдание и отчаяние к откровению интуитивных озарений (последняя встреча с ушедшей «из мира» подругой). Героиня не любит, вернее, не может полюбить, не видя в осуществленной любви пути к осмысленному бытию. Двойственность ее натуры обусловлена не только несоединимостью внешней бытовой жизни и глубинной внутренней работы, но и пересечением в тогдашней Москве, России двух противоположных культур. В московской жизни причудливо переплетаются несовместимые между собой, на первый взгляд, существования обитателей монастырей и посетителей ресторанов, концертов, «капустников». Эта двуплановость свойственна и героине, истинной московской жительнице. Она мучительно ищет свое призвание, пытаясь соединить удовольствие от красивой одежды, вкусной еды, цветов, богемного быта со стремлением к чистоте, строгости и аскетизму, свойственным русской православной культуре. В ее жизни рядом сосуществуют эротические романы нового времени, творчество современников с тяготением к древнерусской «допетровской» культуре. Мечта героини о единственной, чистой и возвышенной любви, соединяющей супругов и после смерти, сосуществует с представлением о любящем ее человеке как дьявольском искушении, огненном змее, который в людском обличьи «зело прекрасен». Героиня томится, желая понять, прояснить единственно приемлемую для себя дорогу, но изначально не верит в возможность окончательного выбора: «А зачем все делается на свете? Разве мы понимаем что- нибудь в наших поступках?» Даже столь необычный, ошеломивший героя шаг — поступление в монастырь — не приносит покоя, не кажется окончательным: ищущий взгляд в заключительной сцене — показатель незавершенности поиска, отсутствие гармонии в душе молодой инокини.
Историю трагичной любви поведал Бунин в небольшом рассказе «Солнечный удар». Случайное знакомство на пароходе, обычное «дорожное приключение», «мимолетная встреча». Но чем закончилось для героев все это случайное и мимолетное? «Никогда, ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара», — признается спутница поручика. Но этот удар пока еще не коснулся героя. Проводив свою знакомую и беззаботно вернувшись в гостиницу, он вдруг почувствовал, что сердце его «сжалось непонятной нежностью» при воспоминании о ней. Когда же он понял, что потерял ее навеки (ведь он не знал даже имени и фамилии), «он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяние». И снова бунинский мотив как бы ненавязчиво возникает, но усиливает трагедию человека: любовь и смерть всегда рядом. Пораженный, словно ударом, этой неожиданной любовью, поручик готов умереть, лишь бы вернуть это дорогое и такое любимое существо: «Он, не задумываясь, умер бы завтра, если бы Можно было каким-нибудь чудом вернуть ее, провести с ней еще один, нынешний день, провести только затем, чтобы высказать ей и чем-нибудь доказать, убедить, как он мучительно и восторженно любит ее».
Сборник рассказов «Темные аллеи» можно назвать энциклопе дией любовных драм. Писатель создавал его в годы второй мировой войны (1937 — 1944). Позже, когда книга увидела свет и читатели были потрясены «вечной драмой любви», Бунин в одном из писем признавался: «Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном, — думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни». И хотя во многих рассказах любовь, о которой поведал писатель, трагична, Бунин утверждает, что всякая любовь — великое счастье, даже если она завершается разлукой, гибелью, трагедией. К такому выводу приходят многие бунинские герои, потерявшие, проглядевшие или сами разрушившие свою любовь. Но это прозрение, просветление приходит к героям слишком поздно, как, например, к Виталию Мещерскому, герою рассказа «Натали». Бунин поведал историю любви студента Мещерского к юной красавице Натали Станкевич, об их разрыве, долгом одиночестве. Трагедия этой любви кроется в характере Мещерского, который испытывает к одной девушке искреннее и возвышенное чувство, а к другой — «страстное телесное упоение». И то и другое кажется ему любовью. Но любить сразу двух невозможно. Физическое влечение к Соне быстро проходит, большая, настоящая любовь к Натали остается на всю жизнь. Лишь на короткое мгновение героям было подарено подлинное счастье любви, но автор завершил идиллический союз Мещерского и Натали безвременной смертью героини.
В рассказах о любви И. А. Бунин утверждал истинные духовные ценности, красоту и величие человека, способного на большое, самоотверженное чувство, рисовал любовь как чувство высокое, идеальное, прекрасное, несмотря на то что она несет не только радость и счастье, но чаще — горе, страдание, смерть.