В первой половине XX века Иван Алексеевич Бунин, работая в жанре короткого рассказа, пишет небольшое по объему произведение — рассказ «Лапти». В нем И.А. Бунин поднимает множество тем: человечности, долга и совести, нравственного подвига, справедливости. Центральной проблемой повествования становится тема человечности, гуманного отношения к людям.
Рассказ «Лапти» занимает всего две страницы хрестоматии, но тема бескорыстного служения людям раскрывается максимально широко. Сюжет рассказа прост: в ненастную погоду в одном из отдаленных хуторов тяжело болен и находится почти при смерти маленький барский мальчик, он бредит и просит дать ему красные лапти.
Для ребенка красные лапти — желаемая мечта, то, к чему он стремится, возможно, его последняя просьба. Никто не может в такую пургу дать мальчику то, что он просит, так как за лаптями нужно далечи идти. Иван Алексеевич Бунин так описывает состояние природы: «непроглядная вьюга»; «такая страсть»; «белое, куда-то бешено несущееся степное море, бездна снежного урагана и мрака». Нефед — главный герой рассказа — отправляется в путь, никого не спрашивая, так как «душа желает», а противиться желанию души ребенка он не в силах, и никакая ненастная погода его не пугает. Герой не задумывается о себе, его интересует только судьба ребенка. Нефеда мертвым нашли на следующий день у дороги новосельские мужики, и именно это спасло им жизнь.
Финал рассказа открытый: читателю остается неизвестно, выздоровел ли мальчик, спас ли его Нефед, так как «за пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином». Такая концовка рассказа заставляет чита-теля еще раз задуматься о поступке Нефеда. Но смерть героя не напрасна: он уже спас новосельских мужиков. Нефед умер, но его поступок надолго останется в памяти людей. Гуманистическая направленность бунинского рассказа очевидна: Нефед, не думая о себе, решает выполнить, возможно последнюю, волю тяжело больного мальчика, и для героя нет ничего важнее человеческой жизни. Бескорыстность поступка Нефеда очевидна.
Таким образом, главная тема И.А. Бунина «Лапти» — тема гуманизма, человеческого отношения к судьбам людей — формирует отношение читателя к жизни, нравственную позицию человека.
(2 вариант)
Пятый день вьюга. Отец в городе. Тридцать верст до больницы, до доктора — лошади не доедут, да и врач не поедет. Мальчик в бреду просит лапти, и Нефед не отнесся к просьбе ребенка, как к капризу. Понял, что «надо добывать» эти лапти, раз «душа желает». Женщина и удерживает Нефеда, понимая, что «в такой ужас не дойти», и не может отговаривать, так как уже потеряла надежду и может только молиться. Ушел.
Добро порождает добро. Вряд ли слуга пошел в вьюгу, если бы барин и барыня издевались над ним, если бы маленький барчонок был капризным и жестоким. Первый же вопрос Нефеда, обращенный к барыне: «Ну что, барыня, как? Не полегчало?» — говорит о том, что отношения между слугой и господами дружеские. Это подтверждает и то, как барыня называет слугу: «Куда там, Нефедушка!»
После обеда Нефед не появился. Ночь провели в страхе, решив, что раньше обеда следующего дня ждать бессмысленно. Страшно было уже не только за мальчика, но и за того, кто ушел в буран. «Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака».
Холод улицы противопоставляется в рассказе жару, огню, полыхающему в теле ребенка. Как только он приходил в себя, он вновь начинал просить красные лапти. И мать молится богу, чтобы выздоровел сын и чтобы дошел человек, ушедший в непогоду: «Господи, помоги! Господи, защити!»
Утром Нефеда привезли мужики: «За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином». Значит, не стал ночевать в Новоселках, а сразу пошел обратно, чтобы быстрее принести долгожданные лапти ребенку. Его доброта стоила ему жизни.
Неизвестно, выздоровел ли ребенок, обретя то, что так долго просил в беспамятстве. Но Нефед спас новосельских мужиков, потонувших ночью вместе с лошадью в снегу. Они совсем уже отчаялись, когда увидели «торчащие из снега чьи-то ноги в валенках». Откопав Нефеда, мужики поняли, «что, значит, эти луга хуторские, протасовские и что на горе, в двух шагах, жилье…».